Механическая и органическая солидарность.
Репрессивное и реститутивное право.
Преступление и наказание. Закон перехода от
Механической к органической солидарности.
Понятие "коллективного сознания"
СОЛИДАРНОСТЬобеспечивает целостность общества, его устойчивость, гармоничность и стабильность. Этим термином у Дюркгейма обозначается моральная сплоченность членов общества, выражающаяся в эффективном социальном ограничении "биологической стихии" в индивидах.
"...Общественная солидарность — чисто моральное явление, не поддающееся само по себе ни точному наблюдению, ни особенно измерению. Значит ...надо заменить внутренний, ускользающий от нас факт внешним, символизирующим его фактом и изучить первый при помощи второго.
Такой видимый символ — это право...
...Эти два слоя явлений связаны между собой и изменяются одновременно и в том же направлении... Действительно, социальная жизнь повсюду, где она долго существует, неизбежно стремится принять определенную форму и организоваться, и право — не что иное, как сама эта организация в ее наиболее устойчивом и точном выражении... Значит, мы можем быть уверены, что найдем отраженными в праве все существенные разновидности социальной солидарности" [1,с.65-66].
Дюркгейм выделяет два вида права (репрессивное и реститутивное) и соответственно два вида солидарности (механическую и органическую).
"...Всякое правовое предписание может быть определено как санкционированное правило поведения... Уместно, стало быть, классифицировать юридические правила согласно различным санкциям, которые с ними связаны" [1, с.70].