Механическая и органическая солидарность.

Репрессивное и реститутивное право.

Преступление и наказание. Закон перехода от

Механической к органической солидарности.

Понятие "коллективного сознания"

СОЛИДАРНОСТЬобеспечивает целостность общества, его устойчивость, гар­моничность и стабильность. Этим термином у Дюркгейма обозначается мо­ральная сплоченность членов общества, выражающаяся в эффективном соци­альном ограничении "биологической стихии" в индивидах.

"...Общественная солидарность чисто моральное явление, не поддающееся само по себе ни точному наблюдению, ни особенно измерению. Значит ...надо за­менить внутренний, ускользающий от нас факт внешним, символизирующим его фактом и изучить первый при помощи второго.

Такой видимый символ — это право...

...Эти два слоя явлений связаны между собой и изменяются одновременно и в том же направлении... Действительно, социальная жизнь повсюду, где она долго существует, неизбежно стремится принять определенную форму и организо­ваться, и право не что иное, как сама эта организация в ее наиболее устойчи­вом и точном выражении... Значит, мы можем быть уверены, что найдем отра­женными в праве все существенные разновидности социальной солидарности" [1,с.65-66].

Дюркгейм выделяет два вида права (репрессивное и реститутивное) и соответ­ственно два вида солидарности (механическую и органическую).

"...Всякое правовое предписание может быть определено как санкционированное правило поведения... Уместно, стало быть, классифицировать юридические пра­вила согласно различным санкциям, которые с ними связаны" [1, с.70].