А. Правила наблюдения социальных фактов (Дюркгейм. Метод социологии, гл.II, с.421-446)
Центральное правило социологического метода, ис- Позитивистская линия ходный пункт научного подхода к изучению социаль- в социологии: ных феноменов, по Дюркгейму:
"Первое и основное правило состоит в том, что соци- натурализм альные факты нужно рассматривать как вещи"
[1.С.421].________________________________________
Данное правило Дюркгейм сопровождает тремя уточнениями:
(1) "...нужно систематически устранять все предприятия". [1, с.435]:
(наука должна быть очищена от категорий обыденного сознания; у науки должен быть свой особый язык — язык строгих научных определений; неясно определенные и расплывчатые "предпонятия" обыденного языка подрывают строгость научных определений, суждений и выводов, неспособны обеспечить их однозначное и адекватное понимание);
(подлинно научное определение понятия должно соответствовать реальному объекту, т.е. социальному факту, рассматриваемому как вещь, = окончательное определение объекта совпадает с самим объектом: такое определение может быть получено лишь как результат исследования и до исследования не может быть составлено);
идеал = конгруэнтность понятия социальному факту;
(наука должна заниматься изучением фактов, а не понятий об этих фактах, чтобы быть объективной) = (социальный факт никогда не может быть дан индивиду, в частности исследователю, в чистом виде — он всегда отличается от своих индивидуальных проявлений);
(2) "Объектом исследования следует выбирать лишь группу явлений, опреде
ленных предварительно некоторыми общими для них внешними признаками,
и включить в это же исследование все явления, отвечающие данному определению" [1, с.438]:
= "предпонятие" (обыденный термин) может служить лишь ориентиром для начала исследования, приблизительным указанием на исследуемую область, т. е. может выполнять служебные функции = первым шагом в научном исследовании должно быть устранение предпонятия:
[1] (Прежде чем приступить к исследованию, социолог должен дать тем объектам, которые он делает объектом изучения, предварительное определение: оно не может быть полным; напротив, оно должно быть неполным, опираться пусть на очень немногие, но зато внешне очевидно проявленные признаки);
[2] (В исследуемую группу должны быть включены все без исключения объекты, подпадающие под предварительное определение, невзирая на ценностные установки исследователя).
(3) "Когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных фактов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных про-явлений" [1, с.446].
26. Правила объяснения социальных фактов. Разграничение каузального и функционального анализа. Требование объяснения социальных фактов другими социальными фактами (Дюркгейм. Метод социологии, m.V, с.482-510)
Социальные факты не могут быть объяснены потребностями (целями, стремлениями) людей, т. е. своей полезностью. Потребности (цели) людей могут реализоваться лишь при условии, что для достижения желаемого результата (нового социального факта) есть объективные причины. -> Необходимо отделить причины от функций.
(1)
"Следовательно, в процессе объяснения социального явления нужно отдельно исследовать порождающую его реальную причину и выполняемую им функцию. Мы предпочитаем пользоваться словом «функция», а не «цель» или «намерение» именно потому, что социальные явления обычно не существуют для достижения полезных результатов, к которым они приводят. Нужно определить, имеется ли соответствие между рассматриваемым фактом и общими потребностями социального организма, в чем состоит это соответствие, не заботясь о том, чтобы узнать, преднамеренно оно возникло или нет. Все вопросы, связанные с намерениями, слишком субъективны, чтобы можно было рассматривать их научно.
Эти два разряда проблем не только следует развести, но в целом
первый надлежит рассматривать до второго. Такой порядок соответ-
ствует действительному порядку фактов". [1, с.487].______________ _^
Тесная связь причинного и функционального анализа // тесная связь причины и функции (следствия):
"Естественно искать причину явления до
того, как пытаться определить его след
ствия. Этот метод тем более логичен, что
решение первого вопроса часто может по
мочь в решении второго. Действительно,
тесная связь, соединяющая причину и след
ствие, носит взаимный характер, который
недостаточно осознан. Разумеется, след
ствие не может существовать без своей
причины, но последняя, в свою очередь, нуж-
дается в своем следствии". [1, с.487].________
Дюркгейм остается в рамках телеологического анализа, хотя и пытается его избежать с помощью указанного разграничения причины и функции:
склонность к объяснению социальных феноменов потребностями "социального порядка".
Объяснение явления может быть полным только в том случае, когда определены и его причина, и его функция:
"...чтобы дать о ней [социальной жизни] удовлетворительное представление, необходимо показать, как отражаемые в нем явления сотрудничают между собой, обеспечивая гармонию общества с самим собой и с внешним миром" [1,с.448].
(2) ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТА:
[1, с.499]: "определяющую причину данного социального факта сле
дует искать среди предшествующих социальных фактов,
_________ а не в состояниях индивидуального сознания".
Это правило вытекает из понимания Дюркгеймом природы социальной реальности (определения социального факта):
(1) Если объяснять социальные факты целями (потребностями) людей, то социальные явления будут сведены к индивидуальной психологии (выводиться из особенностей человеческой природы) = социология в таком случае потеряла бы предмет исследования и стала бы частью психологии (для Дюркгейма такой подход неприемлем);
(2) Принудительность социальных фактов: "Если бы социальная жизнь была лишь продолжением индивидуального бытия, то она не так возвращалась бы к своему источнику и не завладевала бы им столь бурно. Если власть, перед которой склоняется индивид, когда он действует, чувствует или мыслит социально, так господствует над ним, то это значит, что она — продукт сил, которые превосходят его и которые он не может объяснить. Это внешнее давление, испытываемое им, исходит не от него; следовательно, его невозможно объяснить тем, что происходит в нем...
...Если же оставить в стороне индивида, останется лишь общество; стало быть, объяснения социальной жизни нужно искать в природе самого общества" [1, с.492].
"...общество — не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом. Именно из этой комбинации проистекает социальная жизнь, а потому эта комбинация и объясняет ее. Сплачиваясь друг с другом, взаимно дополняя и проникая друг в друга, индивидуальные души дают начало новому существу, если угодно психическому, но представляющему психическую индивидуальность иного рода"[1, с.493-494].
■«"Коллективное сознание">
Наличие тесной связи между причиной и функцией требует дополнить данное правило объяснения:
"... функцию социального факта следует всегда искать в его отношении к какой-нибудь социальной цели".
"Функция социального факта может быть только социальной, т.е. она заключается в создании социально полезных результатов" [1, с.499].
(3) Из того, что факт ассоциации является "определяющим условием социальных явлений" и социальные явления "должны изменяться вместе с формами этой ассоциации, т.е. согласно способам группировки составных частей общества", — следует третье правило объяснения социальных фактов:
"исходное начало всякого, более или менее важного социального процесса следует искать в устройстве внутренней социальной среды" [1, с.501].
Эту социальную среду составляют вещи и люди: активным фактором всегда остаются люди, и потому свойства человеческой среды представляют для социологии предмет первостепенного внимания.
Два основных свойства человеческой среды:
1) объем общества = число социальных единиц;
2) "степень концентрации массы" = "динамическая плотность" =
= прежде всего "нравственная сплоченность" ("число индивидов, действительно находящихся не только в коммерческих, но и в нравственных отношениях,., живущих совместной жизнью").