А. Правила наблюдения социальных фактов (Дюркгейм. Метод социологии, гл.II, с.421-446)

Центральное правило социологического метода, ис- Позитивистская линия ходный пункт научного подхода к изучению социаль- в социологии: ных феноменов, по Дюркгейму:

"Первое и основное правило состоит в том, что соци- натурализм альные факты нужно рассматривать как вещи"

[1.С.421].________________________________________

Данное правило Дюркгейм сопровождает тремя уточнениями:

(1) "...нужно систематически устранять все предприятия". [1, с.435]:

(наука должна быть очищена от категорий обыденного сознания; у науки должен быть свой особый язык — язык строгих научных определений; неясно определенные и расплывчатые "предпонятия" обыденного языка подрывают строгость научных определений, суждений и выводов, неспособны обеспе­чить их однозначное и адекватное понимание);

(подлинно научное определение понятия должно соответствовать реальному объекту, т.е. социальному факту, рассматриваемому как вещь, = окончатель­ное определение объекта совпадает с самим объектом: такое определение может быть получено лишь как результат исследования и до исследования не может быть составлено);

идеал = конгруэнтность понятия социальному факту;

(наука должна заниматься изучением фактов, а не понятий об этих фактах, чтобы быть объективной) = (социальный факт никогда не может быть дан индивиду, в частности исследователю, в чистом виде — он всегда отличает­ся от своих индивидуальных проявлений);

(2) "Объектом исследования следует выбирать лишь группу явлений, опреде­
ленных предварительно некоторыми общими для них внешними признаками,


и включить в это же исследование все явления, отвечающие данному опре­делению" [1, с.438]:

= "предпонятие" (обыденный термин) может служить лишь ориентиром для начала исследования, приблизительным указанием на исследуемую область, т. е. может выполнять служебные функции = первым шагом в научном ис­следовании должно быть устранение предпонятия:

[1] (Прежде чем приступить к исследованию, социолог должен дать тем объ­ектам, которые он делает объектом изучения, предварительное опреде­ление: оно не может быть полным; напротив, оно должно быть непол­ным, опираться пусть на очень немногие, но зато внешне очевидно про­явленные признаки);

[2] (В исследуемую группу должны быть включены все без исключения объ­екты, подпадающие под предварительное определение, невзирая на ценностные установки исследователя).

(3) "Когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса соци­альных фактов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с ко­торой они представляются изолированными от своих индивидуальных про-явлений" [1, с.446].

26. Правила объяснения социальных фактов. Разграничение каузального и функционального анализа. Требование объясне­ния социальных фактов другими социальными фактами (Дюркгейм. Метод социологии, m.V, с.482-510)

Социальные факты не могут быть объяснены потребностями (целями, стрем­лениями) людей, т. е. своей полезностью. Потребности (цели) людей могут реализоваться лишь при условии, что для достижения желаемого результата (нового социального факта) есть объективные причины. -> Необходимо отде­лить причины от функций.


(1)


"Следовательно, в процессе объяснения социального явления нужно отдельно исследовать порождающую его реальную причину и вы­полняемую им функцию. Мы предпочитаем пользоваться словом «функция», а не «цель» или «намерение» именно потому, что социаль­ные явления обычно не существуют для достижения полезных резуль­татов, к которым они приводят. Нужно определить, имеется ли соот­ветствие между рассматриваемым фактом и общими потребностями социального организма, в чем состоит это соответствие, не заботясь о том, чтобы узнать, преднамеренно оно возникло или нет. Все вопро­сы, связанные с намерениями, слишком субъективны, чтобы можно было рассматривать их научно.

Эти два разряда проблем не только следует развести, но в целом
первый надлежит рассматривать до второго. Такой порядок соответ-
ствует действительному порядку фактов".
[1, с.487].______________ _^



Тесная связь причинного и функциональ­ного анализа // тесная связь причины и функции (следствия):

"Естественно искать причину явления до
того, как пытаться определить его след­
ствия. Этот метод тем более логичен, что
решение первого вопроса часто может по­
мочь в решении второго. Действительно,
тесная связь, соединяющая причину и след­
ствие, носит взаимный характер, который
недостаточно осознан. Разумеется, след­
ствие не может существовать без своей
причины, но последняя, в свою очередь, нуж-
дается в своем следствии".
[1, с.487].________


Дюркгейм остается в рамках телеологического анализа, хотя и пытается его избе­жать с помощью указанного разграничения причины и функции:

склонность к объяснению социальных феноменов по­требностями "социального порядка".


Объяснение явления может быть полным только в том случае, когда опреде­лены и его причина, и его функция:

"...чтобы дать о ней [социальной жизни] удовлетворительное представление, необходимо показать, как отражаемые в нем явления сотрудничают между собой, обеспечивая гармонию общества с самим собой и с внешним миром" [1,с.448].

(2) ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТА:

[1, с.499]: "определяющую причину данного социального факта сле­
дует искать среди предшествующих социальных фактов,
_________ а не в состояниях индивидуального сознания".

Это правило вытекает из понимания Дюркгеймом природы социальной реаль­ности (определения социального факта):

(1) Если объяснять социальные факты целями (потребностями) людей, то социальные явления будут сведены к индивидуальной психологии (выводиться из особенностей человеческой природы) = социология в та­ком случае потеряла бы предмет исследования и стала бы частью психо­логии (для Дюркгейма такой подход неприемлем);

(2) Принудительность социальных фактов: "Если бы социальная жизнь была лишь продолжением индивидуального бытия, то она не так возвра­щалась бы к своему источнику и не завладевала бы им столь бурно. Если власть, перед которой склоняется индивид, когда он действует, чувствует или мыслит социально, так господствует над ним, то это значит, что она — продукт сил, которые превосходят его и которые он не может объяснить. Это внешнее давление, испытываемое им, исходит не от него; следова­тельно, его невозможно объяснить тем, что происходит в нем...

...Если же оставить в стороне индивида, останется лишь общество; стало быть, объяснения социальной жизни нужно искать в природе самого об­щества" [1, с.492].


"...общество не простая сумма индивидов, но система, образо­ванная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллек­тивная жизнь предполагает существование индивидуальных созна­ний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом. Именно из этой комбина­ции проистекает социальная жизнь, а потому эта комбинация и объясняет ее. Сплачиваясь друг с другом, взаимно дополняя и про­никая друг в друга, индивидуальные души дают начало новому суще­ству, если угодно психическому, но представляющему психическую индивидуальность иного рода"[1, с.493-494].

■«"Коллективное сознание">

Наличие тесной связи между причиной и функцией требует дополнить дан­ное правило объяснения:

"... функцию социального факта следует всегда искать в его отношении к какой-нибудь социальной цели".

"Функция социального факта может быть только социальной, т.е. она заключается в создании социально полезных результатов" [1, с.499].

(3) Из того, что факт ассоциации является "определяющим условием социаль­ных явлений" и социальные явления "должны изменяться вместе с формами этой ассоциации, т.е. согласно способам группировки составных частей об­щества", — следует третье правило объяснения социальных фактов:

"исходное начало всякого, более или менее важного социального процесса сле­дует искать в устройстве внутренней социальной среды" [1, с.501].

Эту социальную среду составляют вещи и люди: активным фактором всегда остаются люди, и потому свойства человеческой среды представляют для социологии предмет первостепенного внимания.

Два основных свойства человеческой среды:

1) объем общества = число социальных единиц;

2) "степень концентрации массы" = "динамическая плотность" =

= прежде всего "нравственная сплоченность" ("число индивидов, действи­тельно находящихся не только в коммерческих, но и в нравственных от­ношениях,., живущих совместной жизнью").