А. Целерациональное поведение

Целерациональное действие:

(1) направлено к достижению ясно сознаваемых действующим индивидом целей;

(2) действующий индивид использует для достижения этих целей средства, признаваемые самим индивидом адекватными.

В чистом виде оно редко встречается в реальности,

НО это:

• (методологически) наиболее важный тип социального действия;

образец социального действия, с которым соотносятся все остальные виды действия. Это действие идеально-типическое (все другие виды человеческо­го поведения можно и следует рассматривать как отклонения от целерацио-нального действия как идеального типа).

М. Вебер. О некоторых категориях понимающей социологии [1, с.495-500].

"Тот факт, что толкование обладает такой «очевидностью» в самой высокой степени, сам по себе отнюдь не свидетельствует об его эмпирической значимо­сти. Ибо одинаковое по своим внешним свойствам и по своему результату поведе­ние может основываться на самых различных констелляциях мотивов, наиболее понятная и очевидная из которых отнюдь не всегда является определяющей. «Понимание» связи всегда надлежит насколько это возможно подвергать контролю, с помощью обычных методов каузального сведения, прежде чем принять пусть даже самое очевидное толкование в качестве значимого «понятного объяс­нения»".

"Наибольшей «очевидностью» отличается целерациональная интерпретация".

"Целерациональным мы называем поведение, ориентированное только на сред­ства, (субъективно) представляющиеся адекватными для достижения (субъек­тивно) однозначно воспринятой цели".

"...поведение, доступное рациональному толкованию, в ходе социологического анализа понятных связей очень часто позволяет конструировать наиболее подхо­дящий «идеальный тип»".

(Далеко не всякое поведение целерационально; предметом изучения социологии может быть и не вполне рациональное поведение, но специфически социологический подход рассматривает его через призму "идеального типа".) -> (Иррациональные мо­менты и мотивировки поведения, отклонения от идеального типа могут быть изучены психологией — но социология может этими результатами пользоваться или не пользо­ваться по своему усмотрению, в зависимости от задачи.)

"Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего по­ведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим ли­цом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также


этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого предполагаемого смысла, понятно объяснено".

"Социология дифференцирует их [действия] по типам смысловой (прежде всего внешней) соотнесенности действия, и поэтому целерациональность служит ей... идеальным типом именно для того, чтобы оценить степень его иррационально­сти".

"...Различия психологических свойств в поведении не релевантны для нас сами по себе. Тождество смысловой соотнесенности не связано с наличием одинаковых «психических» констелляций..."

"...понимающая социология не есть часть «психологии». Ведь непосредственно «наиболее понятный» тип смысловой структуры действий представляют собой действия, субъективно строго рационально ориентированные на средства, кото­рые (субъективно) рассматриваются в качестве однозначно адекватных для дос­тижения (субъективно) однозначно и ясно постигнутых целей. Причем наиболее понятно оно в том случае, когда и самому исследователю применяемые средства представляются наиболее адекватными поставленным целям...

...Их [действия] стремятся вывести из ожиданий (и только из них), которые субъективно связываются с поведением объектов (субъективная целерациональ­ность) и которые могут быть с этим связаны на основании значимого опыта (объективная рациональность правильности). Чем однозначнее действие ориенти­ровано по типу рациональной правильности, тем менее смысл его может быть понят с помощью каких-либо психологических соображений".

"...Необходимо прежде всего установить следующее: каким было бы это дейст­вие в рациональном идеально-типическом пограничном случае при абсолютной ра­циональности цели и рациональной правильности. Ибо только тогда, когда это установлено, может быть вообще, как показывает простейшее наблюдение, со­вершено каузальное сведение хода событий как к объективно, так и к субъективно «иррациональным» компонентам..."

Субъективная целерациональность действияи (объективная) рациональная правильность — разные вещи: = (например, целерациональность магических обрядов).

Целерациональное действие как идеальный тип в социологическом исследовании.

М. Вебер[1,с.501].

"...в историческом и социологическом исследованиях постоянно приходится также заниматься и отношением действительного, понятного по своему смыслу поведения к тому, каким оно должно было бы быть по своему типу, чтобы соответствовать «значимому» (для самого исследователя) типу назовем его «правильным». Для определенных (не всех) целей исторической и социологической науки тот факт, что субъективно осмысленное поведение (мышление или действие) ориентировано соответственно правильному типу, в противоречии с ним или приближенно к нему, чрезвычайно важен «сам по се­бе», т. е. вследствие лежащего в его основе отнесения к ценности".