Принцип свободы от ценностей
Наука вообще — это социальное поведение, одна из его форм (один из аспектов процесса рационализации). Как социальное действие, она одновременно целерациональна и ценностно-рациональна по отношению к истине.
(а) Цель: истина; подтверждение суждений фактами, определение причинных
связей; достижение всеобъемлющих и общезначимых толкований, объек
тивность.
(б) Ценности: сама цель определена ценностным суждением об истине
(понимание истины определяется культурно-историческим контекстом)
ПРОБЛЕМА: как достичь свободы от ценностных суждений? Как сделать суждения науки общезначимыми?
Два характерных признака науки: 1) незавершенность;
2) объективность.
I. НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ.
Вебер отрицательно относится к позитивистско-натуралистическим концепциям, утверждающим возможность достижения полной, всеохватывающей и законченной системы научного знания (утопия создания полной и завершенной системы социальных законов, например, у Конта и Дюркгейма).
Наука (особенно социальные науки) все время находится в становлении. Почему?
(1) Принцип относительности, историчности ценностей.
Познание зависит от вопросов, которые ученый ставит перед самой действительностью:
= ученый погружен в действительность своей эпохи, является ее частью -» сами постановки вопросов определяются культурным (ценностным) контекстом эпохи. <Интерес эпохи>
(2) Неоднолинейность истории.
Исторический подход: интерес для социолога представляет сама человеческая история (чтобы новые вопросы не возникали, она должна прекратиться), но:
1ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ НАУКИ: если ценности историчны, то как возможна объективность научных суждений?
Вебер: требование объективности, свободы от оценки.
Необходимо разграничить два акта:
-------- ► ценностное суждение и отнесение к ценностям.
II. ОБЪЕКТИВНОСТЬ (СВОБОДА ОТ ЦЕННОСТЕЙ)
Да, постановки вопросов определяются ценностями, но:
предпочтительное отношение ученого влияет на ориентацию его научного интереса, не исключая при этом универсальной значимости социологии и истории.
ВОПРОС: как можно сделать науку объективной, освободить ее от ценностей, достичь ее общезначимости?
Необходимо разграничить
(1) ценностное суждение(оценку) и
(2) акт "отнесения к ценностям"
и понять, что это принципиально разные вещи:
= оценочные суждения личны и субъективны, тогда как акт "отнесения к ценности" превращает индивидуальное впечатление в объективное общезначимое суждение.
АКТ "ОТНЕСЕНИЯ К ЦЕННОСТИ" требует:
• рассмотрения той или иной ценности как объекта, как причины тех или иных социальных явлений (процессов);
• изучения социальной реальности в соотнесении с ценностями.
Неважно, какое лично-субъективное отношение к данной ценности имеет социолог; важно, чтобы эта ценность была значимой ценностью для людей, живущих (или живших) в исследуемой реальности.
"Отнесение к ценностям" = инструмент отбора и организации материала исследования (этот процесс релевантен объективной науке).
I
ВОПРОС: В чем необходимость этой процедуры?
В науке всегда требуется отбор материалов, текстов, исторических документов. Без процедуры "отнесения к ценности" этот отбор был бы практически неосуществим (историки неизбежно пользуются этой процедурой).
События истории выстраиваются (реконструируются) исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования.
Акт "отнесения к ценности" предполагает, что каждое исследование начинается с субъективной постановки вопроса.
---------- ► ТОГДА как же насчет общезначимости?
i
Вебер: да, постановка вопроса субъективна, но само исследование должно
быть проведено таким способом, чтобы была возможность подвергнуть
его результаты проверке, независимо от того, каковы личные взгляды и
интересы исследователя. ______________________
Характерные отличительные черты социальных наук:
1. Понимание.
2. Историчность.
3. Связь с культурой.
М. Вебер. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке. [1, с.570].
"Слова «отнесение к ценностям» являются не чем иным, как философским истолкованием того специфического научного «интереса», который господствует при отборе и формировании объекта эмпирического исследования.
Этот чисто логический метод не «легитимирует» эмпирические практические оценки в эмпирическом исследовании, однако в сочетании с историческим опытом он показывает, что даже чисто эмпирическому научному исследованию направление указывают культурные, следовательно, ценностные интересы".
(Определение ценностных интересов =
= "весьма важный этап предварительной подготовки в... эмпирической работе".)
+ различие оценки и интерпретации ценности