Принцип свободы от ценностей

Наука вообще — это социальное поведение, одна из его форм (один из аспек­тов процесса рационализации). Как социальное действие, она одновременно целерациональна и ценностно-рациональна по отношению к истине.

(а) Цель: истина; подтверждение суждений фактами, определение причинных
связей; достижение всеобъемлющих и общезначимых толкований, объек­
тивность.

(б) Ценности: сама цель определена ценностным суждением об истине
(понимание истины определяется культурно-историческим контекстом)

ПРОБЛЕМА: как достичь свободы от ценностных суждений? Как сделать суждения науки общезначимыми?

Два характерных признака науки: 1) незавершенность;

2) объективность.

I. НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ.

Вебер отрицательно относится к позитивистско-натуралистическим концеп­циям, утверждающим возможность достижения полной, всеохватывающей и законченной системы научного знания (утопия создания полной и завер­шенной системы социальных законов, например, у Конта и Дюркгейма).

Наука (особенно социальные науки) все время находится в становлении. Почему?

(1) Принцип относительности, историчности ценностей.

Познание зависит от вопросов, которые ученый ставит перед самой дей­ствительностью:


= ученый погружен в действительность своей эпохи, является ее частью -» сами постановки вопросов определяются культурным (ценностным) кон­текстом эпохи. <Интерес эпохи>

(2) Неоднолинейность истории.

Исторический подход: интерес для социолога представляет сама человеческая история (чтобы новые вопросы не возникали, она должна прекратиться), но:

1ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ НАУКИ: если ценности историчны, то как возможна объективность научных суждений?

Вебер: требование объективности, свободы от оценки.

Необходимо разграничить два акта:
-------- ► ценностное суждение и отнесение к ценностям.

II. ОБЪЕКТИВНОСТЬ (СВОБОДА ОТ ЦЕННОСТЕЙ)

Да, постановки вопросов определяются ценностями, но:

предпочтительное отношение ученого влияет на ориентацию его научного интереса, не исключая при этом универсальной значимости социологии и ис­тории.

ВОПРОС: как можно сделать науку объективной, освободить ее от ценностей, достичь ее общезначимости?

Необходимо разграничить

(1) ценностное суждение(оценку) и

(2) акт "отнесения к ценностям"

и понять, что это принципиально разные вещи:

= оценочные суждения личны и субъективны, тогда как акт "отнесения к ценности" превращает индивидуальное впечатление в объективное обще­значимое суждение.

АКТ "ОТНЕСЕНИЯ К ЦЕННОСТИ" требует:

• рассмотрения той или иной ценности как объекта, как причины тех или иных социальных явлений (процессов);

• изучения социальной реальности в соотнесении с ценностями.

Неважно, какое лично-субъективное отношение к данной ценности имеет со­циолог; важно, чтобы эта ценность была значимой ценностью для людей, жи­вущих (или живших) в исследуемой реальности.

"Отнесение к ценностям" = инструмент отбора и организации материала иссле­дования (этот процесс релевантен объективной науке).

I

ВОПРОС: В чем необходимость этой процедуры?


В науке всегда требуется отбор материалов, текстов, исторических документов. Без процедуры "отнесения к ценности" этот отбор был бы практически неосу­ществим (историки неизбежно пользуются этой процедурой).

События истории выстраиваются (реконструируются) исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследо­вания.

Акт "отнесения к ценности" предполагает, что каждое исследование начинается с субъективной постановки вопроса.

---------- ► ТОГДА как же насчет общезначимости?

i

Вебер: да, постановка вопроса субъективна, но само исследование должно
быть проведено таким способом, чтобы была возможность подвергнуть
его результаты проверке, независимо от того, каковы личные взгляды и
интересы исследователя. ______________________

Характерные отличительные черты социальных наук:

1. Понимание.

2. Историчность.

3. Связь с культурой.

М. Вебер. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке. [1, с.570].

"Слова «отнесение к ценностям» являются не чем иным, как философским ис­толкованием того специфического научного «интереса», который господствует при отборе и формировании объекта эмпирического исследования.

Этот чисто логический метод не «легитимирует» эмпирические практические оценки в эмпирическом исследовании, однако в сочетании с историческим опытом он показывает, что даже чисто эмпирическому научному исследованию направление указывают культурные, следовательно, ценностные интересы".

(Определение ценностных интересов =

= "весьма важный этап предварительной подготовки в... эмпирической работе".)

+ различие оценки и интерпретации ценности