Тренировка зевка на звуках

 

Поскольку в настоящей книге основным является комплексный подход к тренировке всего дыхательного аппарата, то в данном разделе приводится еще ряд упражнений, на тренировку зевка, но уже со звуками. Цели и задачи тренировок, сформулированные в предыдущем разделе, остаются теми же самыми.

 

Упражнение "М" на «форме зевка» оказывает положительное воздействие на работу сердечной мышцы, а также развивает подвижность гортани и неба.

Упражнение можно выполнять в различных положениях: сидя, стоя или лежа. Но для выработки правильных навыков при выполнении упражнения, следует начинать, как обычно, с основной стойки. А после закрепления соответствующих навыков, можно эффективно использовать это упражнение в любых положениях.

Итак, приступаем к тренировке "зевка" на звуке "М". Начинать упражнение необходимо, как обычно, с организации формы зевка. Это можно делать двумя способами. Один способ: как и в первом упражнении предыдущего раздела, можно начинать с широко открытого рта, кладя в рот воображаемую картофелину. Второй - начинать образовывать форму зевка с закрытого рта, за счет сильного опускания нижней челюсти и одновременного смыкания губ к центру рта.

. Второй способ предпочтительнее, поскольку позволяет осуществить «вежливый зевок» практически в любых условиях.

Правильно выполнить второй способ организации формы зевка, возможно позволит Вам представление о том, что наряду с плавным, не резким опусканием нижней челюсти, щеки "идут" навстречу друг другу, выступая как своеобразные "стенки", которые способствуют смыканию плотных губ в центре рта. При этом получается "вытянутое" лицо. После того как форма зевка образована ( челюсти опущены и губы плотно сомкнуты в центре), вместо паузы, нужно тихо и очень коротко (в течение 1-2 секунд ), не размыкая губ на низкой ноте произнести звук "М", подражая мягкому стону. Звук "М" должен звучать на собранных, плотно сжатых губах, отчетливо и точно резонируя в груди, а не в носу.

Подчеркнем, что если в процессе выполнения упражнения губы вялы или челюсти раскрыты незначительно, слишком мало, то звук "М" не резонирует в груди, а звучит только в носу. Упражнение теряет смысл.

Отметим также, что это упражнение заставляет интенсивно двигаться как мышцы так и кожу лица, что замедляет старение кожи и препятствует образованию морщин.

При образовании звука "М" на зевке мы не "кричим", не "выдаем" с силой звук вовне, а, напротив, как бы затаясь, на низкой ноте стонем, "втягивая" этот стон в себя. Возможно, что еще одно представление поможет читателю правильно организовать это упражнение. Представьте себе, что вы лежите в комнате с спящими людьми, которых Вам не хочется будить, а у Вас, что-то очень сильно разболелось, и Вы тихо, тихо стонете - и это Вам помогает.

 

Схема упражнения:

( основная стойка )

выдох -пффф

пауза

возврат дыхания

 

ммм ( произносится сразу после организации

зевка на низкой ноте в течении 1-2 секунд ).

пауза

возрат дыхания

 

2 – 3 раза

 

пффф

пауза

возврат дыхания

 

В идеале, после того как упражнение хорошо освоено в различных положениях: стоя, сидя и лежа, в организацию звука "М" должна включаться диафрагма. Только в этом случае упражнение будет выполняться наиболее правильно и будет иметь. максимальный оздоровительный эффект.

Поэтому тем читателям, которые серьезно желают заниматься по системе трехфазного дыхания, необходимо вернуться к этому упражнению после выполнения ряда упражнений, развивающих диафрагму.

 

Типичные ошибки.

1. "М" звучит только в носу. Это может зависеть в основном от трех причин: от плохой организации «формы зевка», от слишком близкого смыкания челюстей, от недостаточной плотности губ.

Подчеркнем, что звук "М" должен произноситься тихо, на низкой ноте и начинаться как-бы из груди, но ни в коем случае не в носу. Может быть читателям поможет следующее ощущение: звук начинается как-бы в средней части груди и "распространяется" в течении долей секунды все выше и выше, заканчиваясь, как бы в нижней челюсти, но не в носу. При этом важно, чтобы звук не "уходил" из того места, где он зародился, а, напротив, "захватывал" бы все большие и большие пространства.

Подчеркнем, что все должно происходить очень и очень быстро, а звучание должно быть однородным, равномерным, без спадов и подъемов.

Правильность звучания можно проконтролировать, приложив ладонь руки к верхней части груди, ощутив при этом легкое вибрирование грудной клетки. Подобная вибрация гарантирует правильность звукообразования.

2. Звучание неровное. Как правило это определяется слишком сильной выдачей звуковой волны. Затаитесь! Возможно также, что в процессе "стона" меняется сила напряженности губ. Эта напряженность должна даже слегка усиливаться к концу звучания, а не претерпевать изменения

После того как упражнение освоено достаточно хорошо, можно увеличить длительность звучания до 5-6 и даже более секунд, как всегда, не тратя дыхание до конца. Правильность выполнения упражнения контролируется слухом: звук "М" должен звучать ровно, без колебаний и изменений высоты тона и резонировать в груди.

 

Только после совершенного владения упражнением с звуком "М" на форме зевка можно переходить к тренировке упражнения "СИРЕНА". Оно очень хорошо тренирует подвижность неба и гортани, укрепляет мышцы голосового аппарата. Его рекомендуется выполнять людям, профессия которых связана с интенсивным использованием голоса.

 

Упражнение "Сирена"

 

Вероятно проще всего представить себе правильность выполнения упражнения по аналогии: вспомните звук сирены мчащейся по городу машины скорой помощи. Этот тревожный звук то плавно поднимается вверх до высоких нот, то плавно же опускается к более низким нотам. Подобного рода звучания и следует добиваться при тренировке упражнения "сирена". Конечно при этом не следует стремиться к слишком широкому диапазону звучания. Величина звукового диапазона должна быть удобной, не слишком большой, в пределах 5-7 полутонов ( белых и черных клавиш фортепьяно ).

Звучание в "сирене" осуществляется на звуке "М" при закрытом рте и при плотных, собранных к центру губах. "Подъем" и "спуск" звука в этом упражнении осуществляется прежде всего за счет движения нижней челюсти вниз и вверх. При этом лицо то удлиняется, то приводится в обычное состояние. Подчеркнем еще раз, что губы на протяжении всего упражнения остаются плотными и собранными к центру.

Упражнение начинается также, как и предыдущее с образования звука "М" на низкой ноте, но не при максимально разомкнутых челюстях, а напротив, лишь на слегка разомкнутых. Именно это обстоятельство и предопределяет достаточно совершенное владение формой зевка, поскольку при малой степени размыкания челюстей, правильность звучания достигается за счет достаточно высокого поднятия небной занавески. В "сирене" звук "М" должен отчетливо звучать на плотных, собранных к центру губах и мягко резонировать в груди. Затем лицо удлиняется, за счет плавного, ни в коем случае не резкого опускания нижней челюсти, губы образуют стенку, оставаясь собранными к центру, напряженными, а высота звука "М" повышается. Затем челюсти вновь сближаются, но не смыкаются, звучание возвращается к первой ноте.

Такой цикл следует повторить 3-5 раз. При этом небная занавеска должна постоянно находиться в максимально высоком положении.

 

Схема упражнения:

( основная стойка )

выдох -пффф

пауза

возврат дыхания

 

ммММммММмм ( звук с низкой ноты начинает плавно

двигаться вверх - челюсти разжимаются, затем вниз,

челюсти сближаются, губы остаются все время сомкнутыми,

напряженными, а небо высоко поднятым )

пауза

возрат дыхания

 

3 - 5 раз

 

пффф

пауза

возврат дыхания

 

Поскольку это упражнение сильно активизирует мускулатуру глотки то, вначале тренировок его следует повторять не более 3-5 раз.

 

Типичные ошибки.

1. При снижении высоты тона и сближении челюстей губы утрачивают напряжение, перестают быть собранными к центру, становятся вялыми. Звук сразу же перестает резонировать в груди и начинает резонировать в носу. Получается противный носовой призвук. В этом случае следует помнить о том, что губы, независимо от положения челюстей, всегда остаются собранными к центру рта.

2. При уменьшении высоты звука челюсти сближаются слишком сильно. Звук начинает звучать в носу, теряется грудное резонирование. В этом случае следует внимательно контролировать степень разжатия челюстей, следя за резонированием звучания в груди.

3. Некоторые ученики выполняют это упражнение либо много раз подряд, либо стремятся к высоким нотам. Этого делать не следует, поскольку мускулатура, которая тренируется с помощью этого упражнения, как правило, не развита, и чрезмерное форсирование выполнения упражнения приводит к ее быстрому переутомлению. Не нужно торопить события. По мере укрепления дыхательного аппарата и длина выдоха будет постепенно увеличиваться, а звуковой диапазон возрастать.

 

После освоения формы зевка и формы "М" следует продолжать тренировать зевок на согласных и гласных звуках. Еще раз подчеркнем, что внимание к форме зевка должно быть постоянным, а сама эта форма постепенно должна "вливаться" в обыденную, обиходную речь, не говоря уже о пении ( для тех, кто занимается вокалом). Форма зевка в речи и пении является основой не только красивого звучания и правильного резонирования, но и выносливости, крепости голоса. Е.А. Лукьянова подчеркивала, что развитая форма зевка является хорошей профилактикой не только голосовому утомлению но и ангинам, и простудным заболеваниям.

 

Развитие зевка на звуках "д" и "т"

 

Упражнение достаточно легкое. Над ним можно работать по желанию и 4 - 5 минут подряд. Это упражнение можно использовать для профилактики ангины, а Е. А. Лукьянова рекомендовала его для своеобразного "обогревания" горла, что целесообразно, если Вы, например, съели очень много мороженого, или выпили холодного молока и т.п. Это упражнение является как-бы своеобразным массажем неба и гортани, вызывая прилив крови к основанию языка.

 

Упражнение выполняется следующим образом: нижняя челюсть слегка опускается, губы не напряжены ( в отличие от предыдущих упражнений ), а рот слегка раскрыт. Слегка загнутый кверху кончик языка упирается в верхнюю челюсть, закрывая проход воздуху. Звук "д" или "т" возникает тогда, когда кончик языка легко отскакивает от верхней челюсти, "д" и "т" это как-бы легкие удары кончика языка по верхней челюсти. Однако, сами эти звуки образуются не в носу или в верхней челюсти, а глубоко в зеве, при низко опущенной гортани. Проще всего проконтролировать место образования звуков "д" и "т", приложив пальцы рук к началу горловой трубки. ( Мужчинам найти это место достаточно просто - немножечко выше адамова яблочка ). Вот именно здесь должны образовываться звуки "д" и "т". При каждом произнесении звука "д" или "т" можно ощутить пальцами небольшое опускание гортани. Очень важно при этом, чтобы и губы и челюсть оставались неподвижными, но не напряженными. Зафиксировав их раз и навсегда в удобном для Вас положении, в дальнейшем на них просто не нужно обращать внимания. Следует сконцентрироваться в том месте, где образуются звуки, а также не забывать об активной работе кончика языка.

 

Вначале обучения следует на одном дыхании произнести 4-5 раз один звук "д" или "т", затем сделать паузу, возвратить дыхание и произнести другой звук.

 

Схема упражнения:

( основная стойка )

выдох пффф

пауза

возврат дыхания

 

д-д-д-д

пауза

возврат дыхания

 

т-т-т-т

пауза

возврат дыхания

 

5-7 раз

 

пффф

пауза

возврат дыхания

 

Типичные ошибки.

1. Звуки звучат только в носу. Следовательно принцип их образования неверен. Звуки необходимо образовывать как-бы в основании горла, а не в носу. Носового резонирования не должно быть совсем. Ни в коем случае не должны двигаться ни губы ни челюсти. Если губы начнут двигаться, то нарушается форма зевка, корень языка в этом случае поднимается и упражнение тем самым выполняется неверно. То же относится и к челюстям. Челюсти должны быть абсолютно неподвижны. Следует также обратить внимание на то, чтобы не поднимался корень языка.

Правильность образования "т" и "д" можно проверить, зажав нос пальцами, если звуки сформированы правильно, то качество их звучания, по крайней мере, чисто субъективно, будет подобно их звучанию при свободном носе.

2. Поскольку упражнение очень легкое, то дыхание часто тратится почти до конца. В этом случае резко сокращается пауза и непроизвольно возникает судорожный возврат дыхания. Нужно всегда следить за длиной выдоха.

После того, как вы почувствуете уверенность в произнесении звуков "д" и "т" по отдельности, можно приступить к их соединению, и произносить их вперемежку: "д-т, д-т, д-т ...". Причем последовательность "д-т" более "удобна", чем последовательность "т-д". На первых порах лучше пользоваться последовательностью "д-т".

Постепенно, по мере усвоения упражнения, следует увеличивать темп произнесения звуков, доводя его буквально до скорости пулеметной очереди. Однако, такой частоты произнесения следует добиваться только после 3-4 - х месяцев работы над упражнением.

 

А, теперь, уважаемый читатель, если Вы все же дочитали до этого места книги, и все-таки, немножко поработали с предыдущими упражнениями, то можете попробовать чрезвычайно трудные по технике выполнения, но чрезвычайно эффективные упражнения на развитие зевка.

Эти упражнения основаны на произнесение так называемых "смычно-взрывных" звуков "к" и "г". В системе трехфазного дыхания эти звуки произносятся совсем необычно, хотя их характеристика как смычно-взрывных, сохраняется.

 

Вначале об основных требованиях к выполнению упражнений на этих звуках.( Большая просьба, уважаемый читатель, прежде чем начать выполнять упражнения прочитайте эти требования! ).

 

1. Упражнения очень трудные, поэтому подряд их можно выполнять не более 2-4 раз. Это связано с рядом причин. Во первых начинают работать такие мышцы, которые в обычных условиях, как правило не задействованы, более того, в этих упражнениях в работу подключаются такие мышцы, которые не были задействованы даже в вышеприведенных упражнениях на зевок. В связи с этим, они очень быстро утомляются. Кроме того выполнение упражнений требует высокой концентрации внимания, которое, в связи с необычностью исходных условий, рассеивается очень быстро, а поэтому часто упражнения начинают выполняться неверно.

2. Произнесение звуков "к" или "г" начинается при ( вертикально широко открытом рте и максимально опущенной нижней челюсти, даже с ощущением некоторого неудобства, легкого перенапряжения.

3. Звуки "к" и "г" должны произносятся очень резко, отрывисто, быстро. Возможна, правда несколько отдаленная, но достаточно точная аналогия: звуки произносятся так же, как медицинская сестра производит укол: короткое, резкое движение. В связи с этим у обучающихся часто возникает желание на одном дыхании произнести несколько звуков подряд. Этого делать никогда не следует. Цель упражнения развитие неба, а не тренировка длины дыхания. Каждый звук - либо "к", либо "г", произносится только на одном дыхании и только один раз. Подчеркнем еще раз произнесение двух или более звуков на одном дыхании - бессмысленно.

4. Прежде чем приступить к выполнению упражнения, обязательно подойдите к зеркалу и широко откройте рот. При этом постарайтесь непременно увидеть свой небный язычок, который у большинства людей спрятан глубоко внутри гортани. Именно там, где находится ваш язычок, Вы и будете образовывать звуки "к" и "г". Возможно, что зрительное представление о месте нахождения звука поможет более правильному его образованию. Однако, выполнять упражнения глядя в зеркало не следует. Это отвлечет Ваше внимание.

В момент произнесения звуков "к" и "г" небный язычок как-бы "уходит", "убирается" внутрь неба, и возникает четкое ощущение того, что небная занавеска очень высоко поднимается. Одновременно с этим очень низко опускается гортань, что можно легко ощутить, приложив пальцы к "адамову яблочку". В момент произнесения звуков оно резко опускается вниз.

 

Развитие зевка на звуках "к" и "г"

 

Это упражнение выполняется только стоя, поэтому примите основную стойку. Произнесите "пффф", сделайте паузу, верните дыхание и откройте рот как можно шире по вертикали, губы приобретают при этом форму небольшого овала. В тот момент когда челюсть предельно опушена, на том месте, где как Вы видели в зеркале находится Ваш небный язычок, очень резко, коротко и отрывисто произнесите "к".

Вначале следует ограничиться только звуком "к" он более "легкий", после 1-2 х недель работы над звуком "к" можно переходить к "г".

 

Схема выполнения упражнений:

( основная стойка )

выдох пффф

пауза

возврат дыхания

 

к ( произносится в области мягкого неба

в момент достижения челюстью наинизшей позиции )

пауза

возврат дыхания

 

2- 3 раза ( НЕ БОЛЬШЕ!!!!!)

 

пффф

пауза

возврат дыхания

 

( Аналогично для звука "г" ).

 

Поскольку все же нужно хотя-бы подойти к правильному образованию этих звуков, приходится выполнять упражнение 2-3 раза подряд. Но не более! Отдохните, расслабьтесь. Сделайте простое "пффф", а через 2- 3 часа попробуйте еще раз. Не перетруждайте себя. Еще и еще раз подчеркиваем, что это чрезвычайно трудное упражнение, только настойчивость, последовательность и постепенность могут привести к успеху. Если упражнение не получаются, лучше его оставить на некоторое время, поработать над тренировкой зевка на других упражнениях.

 

Типичные ошибки.

1. Звуки не короткие и отрывистые, а как-бы "тянутся" во времени. Этого не должно быть. Упражнение в этом случае теряет смысл.

2. Должно слышаться "чистое" "к" или "г" - а не "кы" или "гы"

иногда слышен призвук "а". Эти дополнительные призвуки гарантия того, что звуки "к" и "г" образованы неверно. Упражнение в этом случае теряет смысл

Еще одна условная ассоциация, возможно, поможет Вам в правильности выполнения упражнения. Ваш звук "к" это клинок или рыбья кость. Этот звук ( т.е. клинок или кость ) начинается в горле на уровне "адамова яблочка" и делает очень быстрый укол ( звучание!) в язычок мягкого неба. Это "заставляет" язычок мягкого неба резко подниматься вверх, а гортань опускаться. Только при этих условиях не слышится дополнительных "придыхов" "кы" или "гы", а само звучание "к" так и "остается" там в глубине горла.

3. Если слышится "кэ" и "гэ" - то упражнение выполняется принципиально неверно. Звуки упражнения очень специфичны: это не обычные, разговорные звуки "кэ" и "гэ". Условно и очень приблизительно их можно охарактеризовать как отдаленные, но очень короткие взрывы в глубокой пещере, или как короткое "уханье" филина. Но подчеркнем, что эти аналогии очень условны!

 

Теперь, после того как Вы ознакомились с некоторыми упражнениями на тренировку зевка и, автор надеется, что систематически работаете с некоторыми из них, Вам будет уже совсем не трудно во всю "вежливо зевать". Для этого просто нужно низко опустить нижнюю челюсть, поднять небо и опустить гортань ( мы знаем теперь как это делается ), язык убрать далеко вниз, а рот при этом не открывать. Вот и все. Очень просто. Весь процесс "вежливого зевания" осуществляется на паузе, а не на возврате дыхания. Но, если Вы все же хотите возвратить дыхание - у Вас есть все условия для этого - ведь рот широко открыт, правда отверстие рта закрыто губами, но небо высоко поднято и гортань опущена - все это предоставляет очень много места для возврата дыхания через нос. Попробуйте ! "Вежливо зевните" и возвратите дыхание носом.

 

И, наконец, думается, что целесообразно, после выполнения упражнений на тренировку зевка, обратиться к упражнению Лобановой, ввиду его чрезвычайной полезности, поскольку оно очень эффективно тренирует навык носового возврата дыхания. Выше оно уже было дано как модификация №2 но без схемы. Теперь приведем это упражнение со схемой, которая несколько отлична от обычной. Будьте внимательны!

 

Схема упражнения:

основная стойка

выдох пффф

пауза

возврат дыхания

 

пффф

на паузе открываем максимально по вертикали рот,

нижняя челюсть расслаблена, небо поднято,

гортань опущена

возвращаем дыхание исключительно через нос!

рот закрываем

 

пффф

пауза

возврат дыхания

 

пффф

на паузе открываем максимально по вертикали рот,

нижняя челюсть расслаблена, небо поднято,

гортань опущена

возвращаем дыхание исключительно через нос!

рот закрываем

 

пффф

пауза

возврат дыхания

 

и так далее не более 5 раз подряд

 

В этом упражнении очень важно отсутствие малейших напряжений в области рта и шеи. Все должно быть естественно, удобно, даже скорее расслабленно. Все внимание должно быть сосредоточено на возврате дыхания через нос и соблюдении принципа трехфазности.

Упражнение чрезвычайно простое, легкое. Его можно делать достаточно часто.

 

Глава 10