Портретный очерк.
· Предмет – личность
· Задача – показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования; раскрыть характер героя, художественный анализ личности героя, опирающийся на исследование разных её сторон: нравственной, интеллектуальной, творческой
· Нужно произвести отбор личностных характеристик, которые важны для вас как для автора и для данного человека как для героя
Пример: Максим Горький «Лев Толстой»
Проблемный очерк.
· Предмет изображения – проблемная ситуация
· Сходен с аналитической статьей – доминирует исследовательское начало. Это осмысление реальной проблемы образными категориями
· Автор выясняет причины возникновения проблемы и пытается определить её дальнейшее развитие, выявить пути
· Не всякая проблема тянет на проблемный очерк. Если это старая проблема, то лучше действительно писать проблемный очерк, найти новое в старом
· Очерк легко отличить от статьи. В проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется в «голом виде», т.е. в статистических закономерностях, обобщенных суждениях, выводах, что свойственно статье как жанру. Мы берем не 300 человек, а одного, и говорим о нем, о его жизни.
Путевой очерк.
· Авантюрность сюжета
· Описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия
· Сюжет отражает последовательность событий
Пример:Пушкин «Путешествие в Арзрум», Гончаров «Фрегат Паллада».