Портретный очерк.

· Предмет – личность

· Задача – показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования; раскрыть характер героя, художественный анализ личности героя, опирающийся на исследование разных её сторон: нравственной, интеллектуальной, творческой

· Нужно произвести отбор личностных характеристик, которые важны для вас как для автора и для данного человека как для героя

Пример: Максим Горький «Лев Толстой»

 

Проблемный очерк.

· Предмет изображения – проблемная ситуация

· Сходен с аналитической статьей – доминирует исследовательское начало. Это осмысление реальной проблемы образными категориями

· Автор выясняет причины возникновения проблемы и пытается определить её дальнейшее развитие, выявить пути

· Не всякая проблема тянет на проблемный очерк. Если это старая проблема, то лучше действительно писать проблемный очерк, найти новое в старом

· Очерк легко отличить от статьи. В проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется в «голом виде», т.е. в статистических закономерностях, обобщенных суждениях, выводах, что свойственно статье как жанру. Мы берем не 300 человек, а одного, и говорим о нем, о его жизни.

 

Путевой очерк.

· Авантюрность сюжета

· Описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия

· Сюжет отражает последовательность событий

Пример:Пушкин «Путешествие в Арзрум», Гончаров «Фрегат Паллада».