Очерк как жанр

 

Очерк – пограничный жанр между исследованием и рассказом.

- основа – жизненный факт

От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей

Документальная основа очерка:

- конкретность фактов

- действительные герои

- невыдуманные обстоятельства их отношений

Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений. Предмет очерка не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.

 

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто в ущерб художественности.
Типичные черты современного очерка:

1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай.

2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего.

3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).

4. Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов.

 

Виды очерка:

· Описательные – путевые, событийные

· Сюжетные – портретные, проблемные

 

Родоначальники отечественного очерка: В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехов («Остров Сахалин»), Г.И. Успенский («Разорение»), М.Горький, М.Кольцов, Б.Полевой, К.Симонов, А. Аграновский.

 

Специфика очерка:

· Отражение более или менее длительного временного процесса

· Соединяются репортажное и исследовательское начало

· Интенсивность применения художественного метода в создании публикации очеркового плана в каждом конкретном случае может быть очень разной

· Один полюс очеркового спектра может быть представлен тестами сугубо документальными, основанными на конкретных фактах, противоположный же – текстами, которые примыкают к художественному творчеству