Вспомогательные элементы заголовочного комплекса

 

 

Заголовок нельзя путать с тем, что называется «хедлайном» и выглядит внешне как заголовок. «Хедлайн» — это один из элементов особой организации новостного текста, выработанной в западной журналистике. Он существует в органичной взаимосвязи с такими элементами данного рода текстов, как «лид» и «корпус»: в «хедлайне» излагается суть новости, в «лиде» она углубляется, а в «корпусе» дополняется второстепенными деталями. Понятие «хедлайн» в западной журналистике существует параллельно с понятием «заголовок», под которым, как правило, подразумевается то, что в нашей прессе называется «рубрика».

Подзаголовок– это необходимое уточнение смысла, а потому он должен взаимодействовать с заголовком. Он может и не быть неким перефразированием основной мысли заголовка, но должен «подхватывать» и развивать её, обеспечивая читателей дополнительной важной информацией.

 

В подзаголовке и заголовке не следует прибегать к одинаковым словам.

 

Лид (от англ. lead – вести) – первый абзац. Выделяется. Выполняет три задачи: отвечает на 6 вопросов: кто, что, когда, как, почему и где; максимально привлекает внимание читателя к теме материала; содержит в себе даты, фамилии и названия населённых пунктов, которые помогают читателю войти в тему.

 

Шапка– заголовок нескольких публикаций в одном блоке, но при этом публикации имеют свой заголовок.


Рубрика - слово или словосочетание, располагающиеся под заголовком. Рубрика служит ориентиром, указывает на жанр публикации, тематику. Рубрика может быть авторской и общередакционной.


Кикер - разовая рубрика, информационная подсказка, подводит к пониманию смысла заголовка и материала (будни легендарной и непобедимой).