Заголовочный комплекс: значение и способы образования
Заголовочный комплекс как первичный синтез содержания журналистского произведения объединяет шапки, анонсы, рубрики, названия тематических полос, заголовки, подзаголовки, лиды.
Заголовок – главный тезис любого материала. Выполняет функции:
· Номинативную
· Коммуникативную
· Рекламную
· Информативную (вед. в информативном тексте)
· Оценочную (вед. в публицистическом тексте)
Заголовки могут быть:
· Цитатные
· Парафразические
· Каламбуры
· Стихотворными
· парадоксальные.
Должен быть
· Информативным
· Тождественным
· Выразительным
· лапидарным (кратким и ясным).
Неточность заголовка понижает понимание текста. Информационная дезинформация может ввести читателя в заблуждение.
Подзаголовок– это необходимое уточнение смысла, а потому он должен взаимодействовать с заголовком. Он может и не быть неким перефразированием основной мысли заголовка, но должен «подхватывать» и развивать её, обеспечивая читателей дополнительной важной информацией.
В подзаголовке и заголовке не следует прибегать к одинаковым словам.
Лид (от англ. lead – вести) – первый абзац. Выделяется. Выполняет три задачи: отвечает на 6 вопросов: кто, что, когда, как, почему и где; максимально привлекает внимание читателя к теме материала; содержит в себе даты, фамилии и названия населённых пунктов, которые помогают читателю войти в тему.
Шапка– заголовок нескольких публикаций в одном блоке, но при этом публикации имеют свой заголовок.
Рубрика - слово или словосочетание, располагающиеся под заголовком. Рубрика служит ориентиром, указывает на жанр публикации, тематику. Рубрика может быть авторской и общередакционной.
Кикер - разовая рубрика, информационная подсказка, подводит к пониманию смысла заголовка и материала (будни легендарной и непобедимой).