Композиция журналистского текста: понятие и наиболее типичные виды
Основополагающие признаки текста:
· Самостоятельность
· Целенаправленность
· Целостность
Всякому произведению присуща композиция. Она предполагает ввод в проблему, обозначение подтемы, предъявление оценок и аргументов и практическую постановку вопроса. Она представляет собой детализированный подбор, формирование, группировку и распределение элементов внутренних структур.
Очень важно правильно выстраивать архитектонику журналистского текста.
Архитектоника – соразмерность частей, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии.
У каждого автора свои стилистические приёмы, своя манера изложения информации, своё чувство ритма и меры.
Текст должен быть удобен для восприятия и доступен для большинства людей, этичен и эстетичен.
Стоит разграничить понятия:
· Внутренняя композиция – это система образов, характеров.
· Внешняя композиция – расчленение непрерывного текста на композиционные единицы.
А.А. Тертычный выделяет несколько наиболее типичных видов композиции:
1. Антикульминационное построение аргументации. В этом случае наиболее сильный аргумент располагается в начале текста, а наиболее слабый – в конце. Другие аргументы по мере уменьшения их силы располагаются один за другим от начала текста к его концу. Наиболее эффективно, если аудитория не очень заинтересована в сообщении.
2. Кульминационное расположение аргументации. При данной схеме в начале текста располагается наиболее слабый аргумент, за ним, по мере возрастания силы приводятся другие аргументы. В конце текста даётся наиболее сильный аргумент. Наиболее эффективно, если аудитория заинтересована в сообщении.
3. Пирамидальное расположение аргументации. В этом случае наиболее сильный аргумент расположен в середине текста. В начале и в конце его располагаются аргументы меньшей силы. Такое построение уместно в публикациях, небольших по объёму, поскольку сильный аргумент достаточно легко замечается в данном случае читателем.
4. Кольцевое расположение аргументации. Данное построение предусматривает расположение сильного аргумента в начале текста и примерно такого же по силе – в конце. В середине текста – наиболее слабые аргументы.