Факт в информационных жанрах
К информационным жанрам относятся: заметка, репортаж и интервью.
Их основное назначение – сообщение новых и интересных фактов из всех сфер общественной жизни людей.
Заметка:
· Новостьотражается в каком-либо факте или цифровом материале (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.);
· Информационный повод – любые общественно значимые события;
· Должна чётко отвечать на вопросы: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему»;
· Об актуальном факте журналист может сообщить как до начала события («завтра, в 15.00 намечается очередной запуск космического корабля…»), так и после его завершения («вчера состоялось торжественное вручение правительственных наград группе театральных деятелей…»).
В заметке используются самые разнообразные способы подачи фактов. Например, М.Шостак выделяет два варианта информирования:
· «Жёсткое»: Журналист оперативно информирует читателя о состоявшемся событии; Используя один-два опорных факта, журналист даёт их без комментария или какой-либо подробности; Новость в данном случае представляет краткий, точнее, сжатый вариант, в котором излагается только суть события
· «Мягкое»: Журналист может прокомментировать то, что кроется за фактами, тем самым выявив суть описываемого явления:
Итак, в основе заметки лежат один или два опорных факта. В зависимости от степени их аутентичности выбирается «жёсткое» или «мягкое» информирование. В заметках используются, как правило, общественно значимые факты. При подготовке материала важно сделать их правильный выбор.
Репортаж:
· Предметом репортажного отображения является не какое-то законченное событие, а некий процесс или действие;
· Журналист важно не просто описать те или иные факты, а показать динамику развития события, выразив к нему своё отношение;
· «Наглядность» достигается благодаря использованию различных деталей, штрихов и подробностей, а также через авторское сопереживание разворачивающимся на его глазах действиям;
· «Эффект присутствия», который создаётся при помощи следующих средств: внутренние монологи, размышления, ремарки, отступления, реплики, характеристики и т.п.;
· В ткань репортажного описания могут быть включены факты, зафиксированные журналистом ранее.
· Большая роль отводится автору. Он – главный распорядитель всего действия. Именно от автора зависит, в какой очередности будут преподнесены факты, какая картина будет «высвечена» наиболее зримо, как будет выстроена сюжетно-композиционная структура репортажа.
Итак, в репортаже не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динамику развития события, открыто выражая авторское отношение ко всему, что происходит на его глазах.
Интервью:
Журналисты обращаются к данному жанру тогда, когда им нужно со ссылкой авторитетного лица осветить те или иные события, когда требуются экспертные оценки по поводу определённых фактов, когда нужно от самого человека узнать какие-либо подробности из его личной или общественной жизни и т.д.
Факты всегда подчинены общему замыслу и теме разговора. Поэтому стремясь воссоздать логику беседы, журналисты используют в публикации только наиболее значимые высказывания собеседника;
Журналист комбинирует различные куски беседы, исходя из основного замысла;
Факты в интервью используются с учётом разновидностей данного жанра:
· В интервью-сообщениисобеседник информирует читателей о наиболее важных событиях;
· В интервью-диалогефакты – лишь повод для развёртывания беседы;
· В портретном интервьюмогут быть использованы факты, взятые не только из беседыс интервьюируемым, но и из других источников.
По форме изложенияфакты подразделяются на:
· Повествование – это изложение: а) хода событий во времени, или б) последовательности отображения частей сложного события. Разновидностями этой последовательности являются: прямая и обратная хронология, прямая хронология с отступлениями. Иногда интервью концентрируется вокруг какого-то центрального события.
· Описание – это последовательное отображение составных частей сложного объекта или явления. Связь между компонентами описания может осуществляться на основе пространственных, функциональных или иных отношений.
· Рассуждение – это тип смысловой связи, основанный на причинно-следственных отношениях: оно может разворачиваться от посылок к выводу; от тезиса к аргументам и от них к выводам; от фиксирования изменения к анализу его причин; от элементов к их связям; от установления закона к раскрытию его модификаций; от индукции к дедукции и т.д.
Как видим, формы изложения фактов в интервью во многом зависят от характера смысловых связей, установившихся между ними. Задача журналиста в том и состоит, чтобы в ходе подготовки материала исключить из него все элементы, которые не работают на раскрытие основной темы.
Итак, в информационных жанрах факты могут быть подвергнуты определённому анализу. Правда, в интервью аналитиком выступает респондент, а не журналист.