Раздел VI. Направления и методы исследования системы массовой коммуникации

Тема 14.Направления исследований массовой коммуникации в рамках теоретической социологии.

Общеметодологические исследования массовой коммуникации как подсистемы в системе общества в целом. Исследование массовой коммуникации на уровне специальной социологической теории. Теоретические исследования содержания и форм массовой коммуникации как социального процесса. Исследование массовой коммуникации со стороны явления (производство, распространение и потребление информации). Выявление субъектов деятельности системы массовой коммуникации как теоретико-социологическая проблема. Роль исследования массовой коммуникации методами теоретической социологии. Многоуровневый социологический анализ деятельности массовой коммуникации как основа для реализации прогностической роли социологии массовой коммуникации в вопросах о путях развития массовой коммуникации и общества в целом.

Тема 15.Направления и методы эмпирических исследований массовой коммуникации.

Эмпирические исследования массово-коммуникативной деятельности. Социометрия и медиаметрия. Социологические исследования

 

[269]

 

аудитории. Количественные методы (опросы (анкетирование, интервьюирование), дневники радиослушателей и телезрителей, блиц-опросы, аудиметры). Качественные методы (анализ писем, наблюдение, анализ документов, звонков в редакцию, встречи с представителями аудитории, фокус-группы). Социологические исследования средств массовых коммуникаций. Методы исследования текстов и теле-, радиопередач. Контент-анализ как метод изучения содержания текстовых массивов. Особенности анализа радио- и телеинформации. Рейтинг и шер теле- и радиопередач. Экспертные оценки. Анализ профессиональной критики деятельности средств массовых коммуникаций. Изучение коммуникатора, его языка и стиля. Изучение личных качеств коммуникатора. «Коммерческие» исследования средств массовых коммуникаций.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины