Журналистика как профессия

Журналист – сотрудник периодического издания, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Связь между журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют журналистские специализации:

· сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников);

· журналисты электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет);

· фотокорреспонденты (в некоторых случаях фотографии не просто играют роль иллюстрации к литературному материалу, а являются полноценными произведениями).

 

Специализация журналиста не является постоянной.

 

Существуют и другие системы классификации журналистов. По приоритетным направлениям в работе:

· Политические

· Экономические

· спортивные обозреватели

· журналисты-международники

· отраслевые журналисты

· и другие.

 

По жанровым характеристикам:

· Репортер

· Публицист

· Обозреватель

· Очеркист

· Фельетонист

· И тому подобное.

 

В последнее время получила распространение такая профессия, как стрингер (фрилансер в СМИ стран Запада). Это самостоятельно работающий журналист, который готовит репортажи непосредственно из «горячих точек», что позволяет ему получать самые актуальные новости прямо из центра событии, но нередко связано с риском для жизни. Часто стрингер-корреспондент работает в паре со стрингером-оператором. Правда, нередко ТВ-стрингер – это штатный сотрудник какой-либо провинциальной телекомпании, подрабатывающий на столичном канале.

Однако специализация журналиста не является постоянной. Сегодня он может работать в газете, а завтра перейти на радио или телевидение; начать свою карьеру как репортер, а впоследствии стать обозревателем-аналитиком. Вот почему вопрос о журналистском образовании вызывает немало споров.

 

Образование

В России существует более 100 вузов, готовящих специалистов в сфере средств массовой информации. Ежегодно они выпускают 4–5 тысяч журналистов. Кроме того, подготовкой кадров для рынка СМИ занимается много авторских школ, некоммерческих организаций. Однако работодатели постоянно жалуются на недостаток квалифицированных кадров.

В этой профессии добиваются больших успехов и специалисты, получившие высшее филологическое образование – филологи, литературоведы, лингвисты, переводчики.