Социальная роль журналистики

Журналистика – явление однозначное, но многоаспектное. Под журналистикой мы понимаем и систему средств массовой информации, и социальный институт, и систему видов деятельности, и совокупность профессий, и систему произведений. Рассмотрим журналистику как социальный институт.

Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Социальный институт журналистики – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, регулируемая нормами, правилами и традициями, направленная на удовлетворение фундаментальных общественных потребностей в информации.

Пожалуй, на сегодняшний день журналистика является одним из самых массовых социальных институтов, который оказывает просто неимоверное влияние на жизни людей. Журналистика помогает решать ряд важных общественных вопросов. Это во многом определяет её столь важное положение в современном мире. Журналистика не только активно участвует в общественной жизни, но и оказывает существенное влияние, в том числе через СМИ.

Универсальность журналистики - проникает во все области социальной жизни: экономическую, политическую, духовно-идеологическую, социальную.

 

Журналистика– деятельность, направленная на сбор, обработку и передачу социально важной информации читательской аудитории при помощи специальных средств. Журналистика по своей природе социальна и поэтому призвана осуществлять свою деятельность во имя максимально полного взаимодействия различных сегментов аудитории. Журналистика функционирует в системе многообразных социальных интересов, что предполагает работу со всеми социальными группами.

 

Журналистика как социальный институт включает в себя:

· журналистские учреждения: газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры

· обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры (школы журналистики, факультеты журналистики)

 

Как социальный институт, журналистика имеет ряд функций:

 

· Обогащает знаниями об окружающем мире, передача накопленного опыта.

· Удовлетворяет потребность населения в информировании о событиях через прессу, радио, телевидение и т.д.

· Мобильно и оперативно удовлетворяет потребности населения в информации.

· Удовлетворяет потребность в выражении общественных интересов: выявляют актуальные проблемы, формулируют интересы различных слоёв населения, их потребности.

· Принимает непосредственное участие в формировании общественного мнения: рассказы о событиях сопровождаются оценками и комментариями журналиста, которые сильно влияют на восприятие происходящего населением.

· Журналистика является необходимым элементом механизмов, обеспечивающих гомеостазис – устойчивость общества. В первую очередь, журналистика влияет на формирование таких социальных норм, как моральные и эстетические, косвенно на формирование политических, правовых и др.

· Осуществляет образование и социализацию граждан. Это и профессиональное образование на факультетах журналистики, и сведения, которые позволяют гражданам ориентироваться в различных сферах, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события. СМИ также предлагают и навязывают людям определённые ценности и идеалы.

· Социальный контроль, в первую очередь, над властью, информируя население о её действиях. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремиться действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку в СМИ.

 

Роль данного института широка. У него в наличии как положительные моменты, которые служат во благо общества, так и отрицательные, которые оказывают чрезмерное влияние на настроения и поступки в обществе. С журнальных и газетных полос, экранов телевизоров и Интернет сайтов нас убеждают, призывают, растолковывают, советуют, дают образцы. Конечно, чаще всего всё это играет отрицательную роль, потому как за столь активной пропагандой стоит какая-либо узкая группа лиц, которая заинтересована больше в своей личной выгоде, чем в выгоде общества в целом или государства. Из-за этого, многие начинают считать, что СМИ являются средством манипуляции, то есть средством неявного, незаметного воздействия на окружающих людей. Конечно, в чём это действительно так. Например, если речь идёт о политических выборах, которые получают яркое освещение со стороны как телевизионных, так и со стороны радио и газетных СМИ. Однако нельзя отрицать, что журналистика выполняет и культурную функцию. Она является носителем культуры, проводником для обычного гражданина в мир знаний и информационных ресурсов.