Раздел IV. функциональный аспект массовой коммуникации

Тема 10.Функции системы массовой коммуникации.

Понятие функции. Функция как выражение сущности исследуемого объекта. Понятие системы. Субстанциальные и функциональные системы. Функция как роль подсистемы в системе. Массовая коммуникация как функциональная система. Структурно-функциональный подход в анализе деятельности массовой коммуникации. Функция массовой коммуникации, функция журналистики, функция СМК. Этапы развития представлений о функциях массовых коммуникаций. Г. Лассуэлл как основоположник теории функций массовой коммуникации. Развитие теории функций массовой коммуникации в отечественной науке (В. В. Учёнова, И. П. Магай, И. Д. Фомичева, Н. Н. Липовченко, С. Г. Корконосенко, Л. Н. Федотова, Е. П. Прохоров и др.). Множественность представлений о функциях массовой коммуникации как методологическая проблема. Функции и функционирование массовой коммуникации, их различение как путь к повышению эвристических возможностей теории функций системы массовой коммуникации. Социальная интеграция как условие и как результат функционирования массовой коммуникации. Специфические функции средств массовых коммуникаций, заданные субъектами деятельности (часто политической) с целью наиболее полной реализации собственных интересов.

 

[267]

 

«Факторы эффективного функционирования массовой коммуникации, реализации ее роли в системе социальных процессов.

Тема 11.Формы и методы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в процессе функционирования массовой коммуникации.

Психологические методы воздействия массовой коммуникации на аудиторию. Формирование в массовом сознании установок, стереотипов и имиджей посредством массово-коммуникативного воздействия. Манипуляция в деятельности массовой коммуникации. Срочность, сенсационность, дробление информации как способы организации информационного воздействия на массовую аудиторию. Агитация, пропаганда и контрпропаганда как методы деятельности массовой коммуникации. ПР и реклама, их место и роль в процессе деятельности массовой коммуникации. Прагматическое моделирование как составная часть массово-коммуникационной деятельности. Социально-психологическое моделирование с учетом качеств аудитории: социально-демографических, психологических, социально-гражданских, профессионально-творческих, конфессиональных, этнических. Аудиторные показатели эффективности деятельности массовой коммуникации: внутренние (мировоззренческие) и внешние (конативные). Факторы, способствующие эффективному воздействию массовой коммуникации на аудиторию (социально-психологические, информационные, коммуникативные).