Раздел I. Социология массовой коммуникации в системе социологического знания

Тема 1.Предмет и объект социологии массовой коммуникации.

Система категорий курса «Социология массовой коммуникации» и его структура. Объект и предмет исследования социологии массовой коммуникации. Структура наук о массовой коммуникации, особенности социологического подхода. Уровни социологического изучения массовой коммуникации: методологический анализ, специальная социологическая теория массовой коммуникации, эмпирические исследования. Место социологии массовой коммуникации в системе социологического знания. Роль социологических исследований массовой коммуникации в жизни общества (описание, объяснение, выработка рекомендаций по оптимизации функционирования изучаемого объекта, прогноз социального развития).

 

[263]

 

Тема 2.История развития социологии массовой коммуникации.

Начальный этап становления социологии коммуникации. Формирование понятийного аппарата. Развитие специфических социологических методов сбора информации о социальных процессах и состояниях. Формирование культуры процедуры измерения. Становление социологии массовой коммуникации как теории среднего уровня. Марксизм и теория массовой коммуникации. Развитие социологии массовой коммуникации в советский период (А. Н. Алексеева, Г. И. Хмара, Б. М. Фирсов, Б. А. Грушин, Ю. А. Левада, В. А. Ядов, О. Б. Божков, Л. Н. Коган и др.). Идеологемы. как теоретические основания формирования представлений о массовой коммуникации. Исследование массовой коммуникации в рамках теории журналистики. Введение в научный оборот понятия «массовая коммуникация» вместо понятия «СМИП». Формирование лабораторий и подразделений по изучению социологических проблем печати, радио и телевидения и их аудитории. Формирование независимых исследовательских структур по изучению СМИ и общественного мнения. Зарубежные исследования массовой коммуникации (У. Липпман, Г. Лассуэлл, Ю. Хабермас, Т. Адорно, А. Ли, Р. Парк, П. Лазарфельд, Б. Берельсон, У. Шрамм, Д. МакКуэйл и др).

Тема 3.Массовая коммуникация как система деятельности.

Понятие коммуникации, общения, информации. Понятие деятельности. Массовая коммуникация как вид регулятивной деятельности. Потребности и интересы как побудительные мотивы деятельности. Массовая коммуникация как духовно-практическая деятельность. Понятие массово-коммуникативного воздействия как информационного на большие общности людей (аудиторию). Понятие деятельностного ряда. Массово-коммуникативный акт: объективная реальность - коммуникатор - каналы распространения -аудитория. Механизм обратной связи. Виды коммуникации (кино, видеопрокат, магнитофонные записи, реклама, художественная литература и др.). Различные модели коммуникации. Множественность представлений о массовой коммуникации. Понятие массовой коммуникации. Сущность, явление, содержание и формы массовой коммуникации. Журналистика и средства массовой коммуникации (СМК) как стороны массовой коммуникации. Особенности продуктов деятельности СМК (доступность, периодичность, социальная значимость информации, устойчивость процесса организации, универсальность информации, наличие постоянной аудитории, институализированность). Журналистика как творческая сторона деятельности массовой коммуникации. Текст в системе массовой коммуникации. Массовая коммуникация и общение. Деятель-

 

[264]

 

 

ность массовой коммуникации по созданию поля для общения. Аудитория как объект воздействия и как источник информации. Место массовой коммуникации в коммуникативном пространстве. Роль массовой коммуникации в интеграции общества, в обеспечении механизма социальной устойчивости.