Донаучный этап развития социологических идей. Предпосылки развития социологии как науки. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.


Задачи социологии:

1)исследование различных процессов, явлений;

2)прогнозирование;

3)преодоление мотивационного кризиса.


Давыдов выделял 3 типа научности в социологии:

1)Классический(Конт,Спенсер,Дюркгейм)

2)Неоклассический(нетрадиционный)

3)постмодернистский.
Донаучный этап(3-2 век до н.э—16-18века н.э).
Античная Греция, по Платону(“Государство”):

1)Низший класс - ремесленники

2)Средний класс - воины

3) Высший класс - мудрецы
Аристотель(“Этика”, “Политэя”)- разделение труда(умственный и физический).

Классы:

1)земледельцы,

2)ремесленники,

3)торговцы,

4)наемные рабочие,

5)военные

Однако к гражданам принадлежат лишь военные и правители, в руках которых сосредоточена также и собственность. Часть этих классов, имеющая средний размер богатства - средний элемент, стабилизирующий общество. К ср. классу относились и имущие земледельцы.

 

Ксенофонт занимался микроанализом явлений в античных городах.
Средневековье: Августин и Фома Аквинский-Труд-это наказание Божье.
Мартин Лютер, Жак Кальвин. Ценности: напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа, праведно накопленный капитал.
Зарождение социологии в России было в 19 в.

 

 

Конфуций (551-479 до н. э.) — древнекитайский мыслитель, разработал и обосновал правила поведения в обществе, соблюдение которых обеспечит обществу и государству жизнеспособность:

  • наличие управляющих и управляемых;
  • уважение к старшим по возрасту и по званию;
  • послушание, лояльность;
  • скромность, сдержанность и др.

 

Первые в истории европейской мысли тео­рии общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегре­ческим философам — Платону (428/427—348/347 до н.э.) и Арис­тотелю (384—322 до н.э.).

Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге «Государство». Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.

Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Плато­ну, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, — мудрецы и фи­лософы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.

У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное сред­нее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государ­ство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишен­ных собственности бедняков не отстранена от участия в управ­лении, эгоистические интересы богатой плутократии ограниче­ны, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равен­ству, а к выравниванию жизненных шансов.

Первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства Николо Макиавелли (1469—1527).

В его главном произведении «Государь» описываются прин­ципы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Ма­киавелли сформулировал законы поведения правителя, желающе­го добиться успеха.

Томас Гоббс (1588—1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о граж­данском обществе.

Жан Жак Руссо (1712—1778) разработал концепцию «ordre naturel» (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в «ordre positif» («порядок позитив­ный»).

Джамбаттиста Вико (1668—1744) в эпоху Просвещения разраба­тывал принципы исторического метода и познания «гражданско­го мира», полностью сотворенного людьми.

Вообще социология своими корнями уходит в эпоху Просвещения и исторические события Французской революции, оказавшей суще­ственное влияние на дальнейшее развитие человечества.

В этот период под влиянием Великой французской рево­люции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками
и гуманистическими особенностями, в центр которого по­ степенно становился человек в его специфическом общественном измерении. Здесь следует назвать таких мыслителей, как Монтескье (1689 - 1755), Вальтер (1694 - 1778), Гельвеций (1715 - 1771), Тюрго (1727 - 1781), Кондорсе (1743 - 1794), и про которых я уже упомянул – Вико и Руссо.

 

На рубеже XVIII-XIX веков сложились предпосылки для возникновения социологии как науки, а именно:

промышленная революция, следствием которой стало возникновение нового типа общества – современного индустриального взамен традиционного, породившего новые формы взаимодействия, характеризуемые массовостью и обезличенностью, а также новый строй мышления;

буржуазные революции, которые способствовали переходу от традиционной власти аристократии к организации государственной власти на принципах демократии, распространению избирательного права;

обострение социальных проблем как отражения внутренних противоречий индустриальной эпохи и осознание необходимости изучения общества на научной основе в целях более эффективного воздействия на него;

расцвет естествознания вследствие торжества научной картины мира.