Телевидение в системе средств массовых коммуникаций

Телевидение является последним по времени возникновения средством массовой коммуникации. Тем не менее это не помешало ему

 

[240]

 

 

стать самым распространенным каналом массово-информационного воздействия, при этом имеющим самое большое влияние на массовую аудиторию. Оно охватывает самые разнообразные и широкие слои населения, многие из которых остаются вне влияния других средств массовых коммуникаций. Телевидение как массово-коммуникативный канал имеет ряд специфических особенностей[275].

Во-первых, возможность широкого единовременного охвата аудитории, возможность в зоне действия передатчика проникать в любую точку пространства. Такое свойство специалисты в области телевидения иногда называют его вездесущностью[276].

Во-вторых, возможность применения аудиовизуальных выразительных средств, то есть наличие движущегося изображения, сопровождаемого звуком, способствует тому, что телевизионные образы легко воспринимаются большинством телезрителей. Это свойство телевидения называется экранностью.

В-третьих, возможность прямой передачи, прямого эфира одновременно совместить само событие и его отображение на экране называется непосредственностью телевидения, которая тесно связана с симулътанностъю телепередачи (одновременностью наблюдения и трансляции). Человек как бы приобщается к происходящему действию, не выходя из дома. В этом смысле телевидение способно более чем любое другое средство массовой коммуникации увлечь аудиторию и буквально войти едва ли не в каждый дом. Названные два качества имеют большое значение для психологического восприятия телевизионной информации, ибо вся телепрограмма, имеющая аудиовизуальное оформление и разворачивающаяся в режиме реального времени, обусловливает особую ее достоверность и, тем самым, повышает возможность информационного воздействия на массовое сознание.

В-четвертых, учитывая зрелищность телевидения, значительно увеличиваются возможности применения разнообразных способов привлечения и удержания внимания аудитории за счет трансляции самых разнообразных развлекательных передач.

В-пятых, технические возможности монтажа видеомагнитной записи позволяют творчески вмешиваться в процесс «мумификации», то есть записи прямой передачи с возможным последующим использова-

 

[241]

 

 

нием при создании другой передачи, с другими акцентами, преследующими другие цели информационного воздействия на аудиторию.

В силу разнообразия выразительных средств, телевидение имеет возможность использовать для достижения максимального влияния на аудиторию весь спектр как вербальной, так и невербальной информации. Значение приобретает не только само содержание информации, но и то, как и кем она подана. Именно поэтому телевидение предпочитает иметь персонифицированных коммуникаторов с высокими показателями коммуникативных качеств.

Однако при всех достоинствах телевидению свойственны и некоторые недостатки, среди которых выделим следующие:

♦ для просмотра телепередач необходимо специально выделенное время, то есть полноценное потребление телевизионной информации трудносовместимо с выполнением других дел;

♦ передачи телевидения можно принимать только в зоне действия передатчика;

♦ одновременное транслирование различными телевизионными каналами разного рода информации ставит телезрителя перед необходимостью пропускать большую часть последней;

♦ при всех достоинствах наличия видеоряда, чрезмерное увлечение зрелищностью приводит к снижению качества информации;

♦ возможность приема телепередач предполагает наличие довольно дорогостоящего аппарата — телевизора, что оказывается возможным не для любой аудитории.

Однако в последнее десятилетие стало активно развиваться еще одно средство коммуникации, которое не поддается вышеуказанному структурированию. Таким средством является Интернет. В настоящее время среди ученых активно обсуждается проблема соотнесения Интернета и средств массовой коммуникации, тем не менее однозначного решения она еще не обрела.

Тот факт, что Интернет является одним из самых распространенных современных средств информации и коммуникации, ни у кого не вызывает сомнения. Интенсивность его распространения как количественный показатель тоже очевидна, однако о массовости распространения вряд ли может идти речь. Возникает ряд вопросов, от ответов на которые можно будет исходить в решении вопроса об отнесении или неотнесении Интернета к массовой коммуникации, которая является видом социальной деятельности, имеющей субъект, объект, определенную систему ценностей, лежащую в основе целеполагающей деятельности субъекта, а также определенные продукты деятельности, служащие целереализации субъекта. Подобный анализ Интернета, на наш взгляд, представляется довольно затруднительным, тем не менее в литературе, анализирующей деятельность массовой коммуникации, время от времени высказы-

 

[242]

 

 

ваются позиции, относящие Интернет к средствам массовых коммуни­каций на основании больших объемов циркулирующей информации, а также относительно большой включенности массовой аудитории. Од­нако существуют представители и других точек зрения, на основе конк­ретных данных доказывающие, что Интернет не обладает необходимы­ми характеристиками для отнесения его к массовым коммуникациям[277].

В любом случае такая сложная и востребованная коммуникативная форма, как Интернет найдет свое место в коммуникативном простран­стве и в системе исследующих это пространство наук.