Печать в системе массовых коммуникаций

Печатная продукция включает в себя различные типы изданий — газеты, журналы, альманахи, книги. Однако не все это является продуктом массово-коммуникативной деятельности средств массовой коммуникации. В строгом смысле слова таковыми могут быть названы газеты, еженедельники, журналы. Ранее мы уже выяснили, что средства массовой коммуникации включены не только в деятельность массовой коммуникации, но и других видов коммуникации. Именно поэтому журналы, относящиеся к сфере специализированной деятельности, являются продуктом средств массовых коммуникаций, но относятся не к массовой коммуникации, направленной на массовое сознание, а к специальной коммуникации, обслуживающей уровень деятельности специализированного сознания.

Носителем информации, распространяемой по каналам прессы, является отпечатанный текст. Это определяет некоторые особенности его воздействия и восприятия массовой аудиторией.

Фиксированность информационного текста на материальном носителе определяет ряд преимуществ такого способа подачи информации.

Во-первых, читателю представляется возможность обзорного знакомства сразу со всем номером газеты или журнала, что позволяет ему определить приоритетность чтения того или иного материала. Наиболее важные публикации читатель имеет возможность сохранить. Это позволяет ему создавать собственную базу тех или иных данных, собирать материал по интересующим его тем или иным тематическим направлениям.

Во-вторых, к печатному изданию можно вернуться для повторного чтения, для более глубокого анализа прочитанного ранее.

В-третьих, газету или журнал всегда можно взять с собой или купить в киосках, реализующих печатные издания, что способствует возможности чтения в перерывах, в транспорте, иными словами, не выделяя для этого специальное время досуга.

Наконец, в-четвертых, пресса создает психологически комфортные условия для знакомства с информацией, ибо читатель имеет возможность это делать в соответствии со своими склонностями к темпу чтения, к его ритму и последовательности.

Однако при всех положительных сторонах печати существует и ряд свойственных ей недостатков, среди которых выделим следующие:

♦ недостаточная для современности оперативность прессы. Этот недостаток обусловлен особенностями технологического процесса производства печатной продукции, а также ее доставкой, от кото-

 

[238]

 

 

рой нередко зависит своевременность получения читателями той или иной информации;

♦ чтение, а тем более понимание материалов газет и журналов требует определенного уровня грамотности. В противном случае издание не вызовет должного интереса у читателей. Именно это определяет тематическую и социальную разнонаправленность прессы, рассчитанной на аудиторию с различным уровнем грамотности (кроме, естественно, совсем безграмотной, которая вообще не может быть включена в информационное поле прессы);

♦ ограниченная возможность эмоционального воздействия на читателя, ибо пресса не имеет возможности воздействовать на аудиовизуальные (слух и зрение) каналы восприятия информации, в то время как они являются основными сенсорными каналами человека. Именно поэтому пресса любого уровня (даже так называемая «бульварная») рассчитана, прежде всего, на аналитическое восприятие информации.