СИТУАТИВНО ОБУСЛОВЛЕННАЯ ДЕТСКАЯ НЕРВНОСТЬ.

Дети становятся нервными или трудными, переживая в определенные периоды развития возрастные кризисы, когда они особенно нуждаются в понимании родителей. Зачастую родители, не зная, что происходит с ребенком в такой период, начинают борьбу с нервностью или трудностью, тем самым как раз закрепляя или усугубляя ее. Возрастной кризис переживает, например, ребенок в 6-7 месяцев, испытывая повышенный страх перед незнакомыми людьми. Это нормально и свидетельствует о своевременном приходе понимания, что такое близкие люди и все остальные. И незнакомым не следует подходить к ребенку, брать его на руки, пока он к ним не привыкнет.

Годовалый малыш особенно привязан к матери, отрыв от нее в этом возрасте - тяжелое переживание для него, и начало посещения яслей в возрасте 1 года - не самое лучшее время для этого.

Кризис в 9-10 лет обусловлен психофизиологическими изменениями предподросткового возраста, когда, вначале скрытно, в организме начинается гормональная перестройка и ребенок становится возбужденным, раздражительным. У ребенка будет еще кризис в 11 лет - время начала полового созревания, будут трудные подростковые годы - 13-15 лет.

Однако в дошкольном возрасте наибольшее внимание привлекает кризис периода упрямства - от 2-2,5 до 5-5,5 лет. Ребенок в этом периоде особенно эмоционален, впервые осознанно самолюбив, обидчив. Ему самому трудно, поскольку борьбу за свое, достойное место среди людей ведет несмышленыш, маленький и, в общем, беспомощный человек. Вот он и использует свое единственное оружие - плач и крик. Взрослые должны понимать его, а не он взрослых. Они же требуют понимания от малыша, не желая понимать его. С одной стороны - “ты еще мал”, с другой - “веди себя хорошо, будь серьезным, ты уже большой!” Понимая ребенка, стараясь быть мудрыми, родители из множества провинностей замечают одну-две принципиальные, пресекают безоговорочно неприемлемое поведение. Если ребенка в период упрямства укоряют и наказывают за все, имеет место неприятие ребенка родителями. Его жизнь, как и жизнь всей семьи, в таком случае превращается в кошмар. Он уже не понимает, за что его наказывают. Ему ясно одно: им постоянно недовольны, значит, он плохой. И ребенок станет нервным, падет духом или примет навязанную ему роль плохого.

Иная проблема - нервность или трудность единственного ребенка в семье. Среди наблюдавшихся детей с неврозами 64,8% были единственными в семье. Их воспитание часто противоречиво: с одной стороны, эгоцентризм, когда единственного ребенка изнеживают; с другой - тревожная мнительность, поскольку страх за него, озабоченность состоянием его здоровья в таком случае естественны; с третьей - гиперсоциальность, базирующаяся на опасениях относительно его будущего. Безмерно опекая единственного ребенка, родители в тоже время понимают, что он может вырасти неподготовленным к трудностям, несамостоятельным, что он, не имея братье и сестер, окажется в будущем менее защищенным. Такое воспитание приводит к формированию противоречивых черт самом ребенке: самоуверенности и неуверенности, тревожности; к повышенным амбициям и страху перед сверстниками и школой, к мнительности; к соответствию формальным требованиям, предъявляемым школой, и неумению естественно общаться со сверстниками. Ситуация с наличием в семье единственного ребенка нередко осложняется борьбой за него - за стиль воспитания, его привязанность. На нем концентрируется повышенное внимание бабушек и дедушек, которым безмерно дороги единственные внук или внучка. Все их внимание на нем, и они активно вступают в борьбу с родителями ребенка за “нормальное отношение к нему”, а на самом деле парализуют воспитанные усилия его родителей. Все воспитывали, все любили, все хотели только лучшего, а в результате он много знает, но мало умеет, многое понимает, но несамостоятелен, растет среди многих, но взрослых людей, поэтому эгоистичен. Вот так, любя его, потакая ему, приводят его к неврозу.

ВИДЫ НЕРВНОСТИ:

Выявление детей с ослабленной психикой - актуальная задача. В каждом дошкольном учреждении есть воспитанники, поведение которых существенно отклоняется от нормы. Это могут быть либо излишне подвижные дети - “неуправляемые”, агрессивные, либо вялые, медлительные, плаксивые, капризные, упрямые и т.п. Нам необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно-психического заболевания.

Проявления нервности крайне разнообразны, поэтому мы систематизируем их в несколько основных видов.

1. Нервность, вызванная действием ранних патогенных факторов на мозг, в том числе при беременности, непосредственно при родах и в первые 2 года жизни, обозначается как РЕЗУДАЛЬНАЯ ЦЕРЕБРАЛЬНАЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, или остаточная мозговая органическая недостаточность. До рождения (антенатально) к ней может привести выраженная патология преимущественно второй половины беременности, воздействие токсических веществ, в том числе алкоголя и никотина, в течении всей беременности, начавшийся, но остановленный выкидыш, в ряде случаев тяжелые вирусные инфекции, резус-несовместимость при наличие антител и т.д. Нарушения, возникающие при органическом поражении мозга, наиболее часто проявляются психопатоподобным поведением, т.е. внешне напоминающим психопатию, но не являющимся таковым в действительности. Это повышенная возбудимость, гнев и ярость по любому поводу и без него, т.е. выход чувств из под контроля, расторможенность чувств и влечений. Близко к последнему примыкают бесцеремонность, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживания случившегося. В плане общения это неуживчивость со сверстниками, конфликтность и агрессивность. В другом варианте органические нарушения мозга проявляются преимущественно повышенной утомляемостью, истощаемостью, заторможенностью чувств и влечений, общей пассивностью и вялостью, что обычно обозначается как цереброастенический синдром. Нередко оба варианта сочетаются между собой, особенно при наличии сангвинистического темперамента. При холерическом темпераменте преобладает возбудимость, а при флегматическом - тормозимость.

2. ПСИХОПАТИИ - значительно более редкий вид нервности, чем резудальная церебральная органическая недостаточность. В отличие от последней, возникновение психопатий детерминировано не внешними (экзогенными) факторами, а внутренними (эндогенными), генетически обусловленными психическими неполадками. Психопатии как патологический склад характера в полной мере заявляют о себе в подростковом возрасте. Но уже в первые годы дети с психопатическими чертами обращают на себя внимание расторможенностью или, реже, тормозимостью, недружелюбием и агрессивностью, отсутствием чувства вины и стыда, немотивированным негативизмом, а также устойчивостью патологических проявлений и некритичностью в их восприятии.

3. Отрицательное обращение с детьми усиливает патологические предпосылки психического развития. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный и нередко асоциальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым, когда он забит в буквальном смысле этого слова и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Подобное “воспитание” способно и само по себе привести к существенным нарушениям в формировании характера и личности, что обозначается как ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. По существу, оно является откликом на патологически измененное отношение к нему родителей, продиктованное психопатическими особенностями их характера и личности. В этом плане может быть и подавляющее, парализующее волю ребенка воспитание, и попустительство любым его прихотям и капризам, непоследовательность и импульсивность в обращении.

4. К частым проявлениям нервности в детском возрасте относится НЕВРОПАТИЯ - врожденная нервность, или нервная ослабленность, которая постепенно уменьшается с возрастом, прежде всего если созданы благоприятные условия для психического развития детей в семье. Врожденный характер невропатии не означает преобладающей роли наследственности, хотя она и может иметь определенное значение как некоторый общий в семье тип нервного реагирования. Дети с невропатией заслуживают особого внимания, так как обладают повышенной эмоциональной чувствительностью, склонностью к беспокойству, нарушениям сна и аппетита. Они обостренно реагируют на порицания, часто обижаются и плачут. Дети с невропатией быстро перевозбуждаются от шума, уставая при этом и плохо координируя свои действия. Менее выражена при невропатии возбудимость и особенно агрессивность. Чаще всего эти дети не могут постоять за себя, они беззащитны и склонны скорее всего затормаживаться, чем возбуждаться. Психомоторные нарушения отличаются меньшей тяжестью и в большей степени зависят от возрастных, сезонных и климатических факторов.

5. К распространенному виду нервности относятся и НЕВРОЗЫ, нередко протекающие на фоне невропатии и тех или иных неполадок в соматической и физической сфере организма. Помимо неврозов как болезненных состояний, нередко возникают невротические реакции в ответ на действие тех или иных психотравмирующих факторов, не приводящие к выраженным нервно-психическим расстройствам и носящие обратимый характер. К ним можно отнести повышенную возбудимость, капризность или заторможенность при начале посещения детского сада, переживания ущербности в связи с наличием того или иного заболевания или физического дефекта, заостренную эмоциональную реакцию на оценку и мнения окружающих и т.д.

ВЫВОД

Ребенок воспринимает свое детство, как трудное, если он по разным причинам был длительно оторван от родителей, испытывал неприятие со стороны сверстников, стал жертвой недоброжелательного отношения воспитателей, учителей. Ребенок вообще не приемлет недоброжелательности по отношении к себе. Сам он любит испытывать неприязнь, но по-детски, без глубокой мотивации. Испытывая недоброжелательность к себе, он переживает это затравленно, со страхом, как нечто безысходное, не понимая, что творится вокруг него. Обиды детства не забываются никогда и влияют на формирование тревожной, мнительной или протестно заостренной личности. Его отвергают сверстники. Родители недооценивают это, а переживания отвергаемого драматичны и причиняют ему непоправимый ущерб. Его отвергают воспитатели или учителя, и впоследствии он не сможет вспомнить без содрогания время пребывания в яслях, детском саду, школе. Подобные переживания - частая причина детской нервности или трудности. Чаще всего недоброжелательное отношение людей к ребенку вызвано ошибками в его воспитании. Что-то в нем неустраивает, раздражает сверстников или воспитателей, учителей. Один ребенок слаб, неловок, неумел, у другого - выявляется задержка в умственном развитии, третий ребенок чрезмерно конфликтен, четвертый - необязателен, пятый - непомерно эгоистичен и т.д. Неправильное воспитание, игнорирование той или иной грани гармоничного развития, альтруистичности приносят горькие плоды, вызывая нарушения отношений с другими. Ситуации, в которых ребенка отвергают, преследуют или унижают, приводят к хронической психической травматизации.

Неосведомленность в этих вопросах приводит к их непониманию и невозможности правильно и своевременно организовать индивидуальную, коррекционную помощь, тогда как именно своевременность принятых мер, правильность проведения педагогической коррекции, являются главными факторами, определяющими успешность обучения ребенка и сохранение его здоровья.

Существуют и другие виды и источники нервно-психических расстройств. Их своевременное выявление позволяет предупредить развитие нервности и обусловленных ею нарушений поведения большей частью посредством направленного психологического воздействия воспитателя, усиленного при необходимости врачебной помощью. Здесь не обойтись и без содействия родителей, а в ряде случаев и перестройки их взглядов на воспитание.

Некоторые родители склонны обвинять детский сад в неправильном подходе к их ребенку, что далеко не всегда оправданно, поскольку принципы воспитания в детском саду способствуют развитию навыков коллективного взаимодействия и гармоническому формированию личности в целом. Взрослые часто “забывают”, что неправильное воспитание детей в семье, конфликты между родителями оказывают отрицательное воздействие на формирование характера ребенка и адаптацию в детском саду, создавая дополнительные сложности в обращении с такими детьми. Воспитателю дошкольного учреждения необходимо знать проблемы семейного воспитания и влияние его на психическое состояние ребенка и формирование его характера. Это позволит давать родителям квалифицированные ответы на интересующие их вопросы воспитания, даст возможность осуществить на практике принцип единства в семье воспитания в семье и детском саду и обеспечить условия для формирования гармонически развитой личности.

При невротических расстройствах нельзя акцентировать внимание детей на их недостатках. Чем меньше ребенок о них думает, тем меньше они проявляются. Чрезвычайно важно создать вокруг таких детей в школе и дома уравновешенную, спокойную обстановку, обеспечить им достаточный по продолжительности сон, отдых на воздухе, правильный режим питания, уменьшить учебную нагрузку.

Необходимо понять, что внешне похожие невротические и неврозоподобные расстройства отличаются по своей природе и требуют часто противоположных способов медицинской и педагогической коррекции.

 

 

Литература:

  1. Гарбузов В.И., Нервные дети: Советы врача. Москва 1990. -176 с.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П., Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. Москва. 1996. - 240 с.
  3. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н., Основы медико-биологических знаний. Москва. 2001. - 256с.
  4. Захаров А.И., Происхождение детских неврозов и психотерапия. (Книга в электронном виде)
  5. Захаров А.И., Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Москва. 1986. - 128 с.
  6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. СПб. 1997. - 224 с.