V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Дидактическая игра «Чугунок».

- От решений и поступков зависит куда наша жизнь идет. Важно, что у тебя на уме, но, пожалуй, поважнее, каковы твои поступки. твоя натура и характер человека не сложится за один день, он складывается всю нашу жизнь. И складываем мы его сами.

- Наверняка, каждый из вас наблюдал как варит борщ мама.

- Что нужно, чтобы борщ получился вкусным?

- А бывают абсолютно одинаковые борщи у двух хозяек? Почему?

- Вот так и люди отличаются друг от друга, все зависит от того, что ты вкладываешь в свою жизнь.

- Всякий человек сам себе повар – сам готовит свой борщ, свой характер. Всю жизнь кипит над огнем наш чугунок, готовится в чугунке наш характер, и мы сами подбрасываем в него разные человеческие качества, которые мы приобретаем на протяжении жизни.

- Давайте прямо сейчас «готовить» наш характер!

- Какие качества человека мы возьмем?

а) Выбор положительных качеств.

- Если же вы нечаянно положите в свою похлебку что-нибудь не то, не переживайте, все поправимо. Просто отбросьте все ненужное подальше! А не углядишь, это плохое так и будет проситься к тебе в чугунок! Всегда помни, что положишь, такой результат и получишь!

б) Удаление отрицательных качеств (отрицательные качества выбрасываются в мешок).

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Слайд 1

- Что такое добродетель?

Добродетель – это привычное и твердое расположение делать добро.

- Как вы понимаете эти слова?

IV. Сообщение темы и задач урока. Слайд 2

Сегодня мы продолжим разговор о человеческих добродетелях и недостатках. Попробуем разобраться, как правильно поступить в той или иной ситуации. А девизом нашего урока будут слова из песни: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!».

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Работа с толковыми словарями ( С.И.Ожегов «Словарь русского языка»; М.С.Лапатухин «Школьный толковый словарь русского языка»; В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» том 3 ).

Презрение – 1. Чувство крайнего неуважения к кому-либо, чему-либо.

1. Пренебрежительное отношение к чему-либо.

а) подобрать синонимы – неуважение, пренебрежение, игнорирование.

б) подобрать антонимы – восхищение, уважение, почтение, благоговение.

Равнодушие – 1. Черты характера человека, который не испытывает интереса,

влечения, склонности к кому-либо, чему-либо.

2.Чувство безразличия к людям, окружающему, происходящему.

2. Работа с учебником. Слайд 3

а) Чтение текста В. Сухомлинского «Презрение» (с. 21)

б) Беседа по содержанию.

- Почему рассказ называется «Презрение»?

- Найдите в тексте слова, характеризующие Федю.

- Почему сотрудники избегали встречи с Федей?

- Чем они были возмущены?

- Что о нем думали люди? Почему?

- Чему учит этот рассказ?

Физкультминутка

3. Театрализованная ролевая игра «Заседание суда». Слайд 4

Судебное слушание по делу о поступке Федора из рассказа В.Сухомлинского «Презрение» (предложения детей для исполнения роли главных лиц в судебном заседании: судьи, прокурора, адвоката).

- Почему этих учеников вы предлагаете?

- Назовите черты характера для действующих лиц.

Ход игры

1. Выступление секретаря: В суд поступило заявление от сотрудников Федора, о том, что он поступил негуманно по отношению к дереву. Сотрудники просят суд разобраться в поступке Федора.

2. Слово предоставляется прокурору (обвиняются действия Феди).

3. Слово предоставляется свидетелям со стороны обвинения( заслушиваются несколько учеников).

4. Слово предоставляется адвокату ( предоставляет доводы в защиту обвиняемого).

5. Слово предоставляется свидетелям со стороны защиты (заслушиваются несколько учеников).

6. Слово предоставляется народным заседателям ( заслушиваются несколько учеников).

7. Слово предоставляется судье (выносит приговор).

- Что бы вы пожелали Феде?

- Легко ли судить поступки других?