V. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Дидактическая игра «Чугунок».
- От решений и поступков зависит куда наша жизнь идет. Важно, что у тебя на уме, но, пожалуй, поважнее, каковы твои поступки. твоя натура и характер человека не сложится за один день, он складывается всю нашу жизнь. И складываем мы его сами.
- Наверняка, каждый из вас наблюдал как варит борщ мама.
- Что нужно, чтобы борщ получился вкусным?
- А бывают абсолютно одинаковые борщи у двух хозяек? Почему?
- Вот так и люди отличаются друг от друга, все зависит от того, что ты вкладываешь в свою жизнь.
- Всякий человек сам себе повар – сам готовит свой борщ, свой характер. Всю жизнь кипит над огнем наш чугунок, готовится в чугунке наш характер, и мы сами подбрасываем в него разные человеческие качества, которые мы приобретаем на протяжении жизни.
- Давайте прямо сейчас «готовить» наш характер!
- Какие качества человека мы возьмем?
а) Выбор положительных качеств.
- Если же вы нечаянно положите в свою похлебку что-нибудь не то, не переживайте, все поправимо. Просто отбросьте все ненужное подальше! А не углядишь, это плохое так и будет проситься к тебе в чугунок! Всегда помни, что положишь, такой результат и получишь!
б) Удаление отрицательных качеств (отрицательные качества выбрасываются в мешок).
ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Слайд 1
- Что такое добродетель?
Добродетель – это привычное и твердое расположение делать добро.
- Как вы понимаете эти слова?
IV. Сообщение темы и задач урока. Слайд 2
Сегодня мы продолжим разговор о человеческих добродетелях и недостатках. Попробуем разобраться, как правильно поступить в той или иной ситуации. А девизом нашего урока будут слова из песни: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!».
V. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1. Работа с толковыми словарями ( С.И.Ожегов «Словарь русского языка»; М.С.Лапатухин «Школьный толковый словарь русского языка»; В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» том 3 ).
Презрение – 1. Чувство крайнего неуважения к кому-либо, чему-либо.
1. Пренебрежительное отношение к чему-либо.
а) подобрать синонимы – неуважение, пренебрежение, игнорирование.
б) подобрать антонимы – восхищение, уважение, почтение, благоговение.
Равнодушие – 1. Черты характера человека, который не испытывает интереса,
влечения, склонности к кому-либо, чему-либо.
2.Чувство безразличия к людям, окружающему, происходящему.
2. Работа с учебником. Слайд 3
а) Чтение текста В. Сухомлинского «Презрение» (с. 21)
б) Беседа по содержанию.
- Почему рассказ называется «Презрение»?
- Найдите в тексте слова, характеризующие Федю.
- Почему сотрудники избегали встречи с Федей?
- Чем они были возмущены?
- Что о нем думали люди? Почему?
- Чему учит этот рассказ?
Физкультминутка
3. Театрализованная ролевая игра «Заседание суда». Слайд 4
Судебное слушание по делу о поступке Федора из рассказа В.Сухомлинского «Презрение» (предложения детей для исполнения роли главных лиц в судебном заседании: судьи, прокурора, адвоката).
- Почему этих учеников вы предлагаете?
- Назовите черты характера для действующих лиц.
Ход игры
1. Выступление секретаря: В суд поступило заявление от сотрудников Федора, о том, что он поступил негуманно по отношению к дереву. Сотрудники просят суд разобраться в поступке Федора.
2. Слово предоставляется прокурору (обвиняются действия Феди).
3. Слово предоставляется свидетелям со стороны обвинения( заслушиваются несколько учеников).
4. Слово предоставляется адвокату ( предоставляет доводы в защиту обвиняемого).
5. Слово предоставляется свидетелям со стороны защиты (заслушиваются несколько учеников).
6. Слово предоставляется народным заседателям ( заслушиваются несколько учеников).
7. Слово предоставляется судье (выносит приговор).
- Что бы вы пожелали Феде?
- Легко ли судить поступки других?