Менингит

Менингит — воспаление мозговых оболочек. Заболевание вызывается различными бактериальными формами, но чаще всего группой кокков (менингококки, стрептококки, пневмо­кокки). Одной из наиболее часто встречающихся форм менин­гита является цереброспинальный менингит, вызываемый особой группой менингококков. Заболевание это чаще распро­страняется в виде эпидемических вспышек в зимнее и весеннее время.

Резервуаром и источником менингококковой инфекции яв­ляется зараженный человек. Во внешней среде под действием солнечного света, температуры возбудители заболевания (ме­нингококки) быстро погибают. На слизистой оболочке носа здоровых детей они могут находиться довольно длительное время, и этим обусловливается так называемое бациллоноси­тельство.

Заражение может распространяться при попадании носовой слизи бациллоносителей на кожу или слизистые оболочки дру­гих детей, находящихся в контакте (во время игры, при поце­луях, через общее полотенце, носовой платок и другие предме­ты, которыми пользовался бациллоноситель).

Острая картина болезни довольно характерна. Обычно забо­левание начинается с высокой температуры, сопровождается рвотой, сыпью на коже, сильными приступами головной боли, иногда бессознательным состоянием. Характерными призна­ками болезни являются позы больного: откинутая назад голо­ва из-за патологического напряжения затылочных мышц (ри­гидность затылка), подогнутые к животу, полусогнутые в ко­ленных суставах ноги (симптом Кернига), повышенная кож­ная чувствительность (гиперестезия), светобоязнь (рис. 70).

Продолжительность острого периода, за исключением мол­ниеносных и затяжных форм, обычно 1 — 2 недели, после чего

Рис. 70. Ребенок, больной менингитом

может наступить выздоровление или смерть. В прошлом смертность от менингита составляла от 25 до 50%. В связи с применением антибиотиков и сульфамидных препаратов со­кратилось время течения болезни и резко уменьшилась смерт­ность. Картина резидуальных (остаточных) явлений выража­ется теперь в более легкой степени.

Для менингита характерно развитие различных осложне­ний, которые могут возникать в период острого протекания бо­лезни или выявляться после перенесенного заболевания как остаточные явления. Так, на фоне самого заболевания у детей могут возникнуть судорожные приступы, указывающие на за­интересованность в процессе самого вещества мозга. Воспали­тельный процесс может переходить с оболочек головного моз­га на периферические нервы — слуховой и зрительный, реже отводящий и тройничный, создавая определенную клиничес­кую картину. Очень рано, на высоте острой симптоматики, развивается гидроцефальный синдром, сохраняющийся впо­следствии в разной степени, в зависимости от возраста больно­го и степени тяжести заболевания.

После цереброспинального менингита в последние годы сравнительно реже наблюдается снижение интеллекта; чаще происходят расстройства эмоционально-волевой сферы и ха­рактера. В случаях менингита, перенесенного в раннем воз­расте, интеллектуальная недостаточность все же встречается в связи с тем, что воспалительный процесс задерживает раз­витие мозга. Тяжелые изменения, наблюдающиеся и со сто­роны эмоциональной сферы и характера, выражаются повы­шенной возбудимостью, импульсивностью (склонность к аф­фектам), приобретающими иногда характер психопатоподоб-ного поведения. Особенно тяжело проявляются указанные особенности в случаях развития водянки головного мозга (ги-

дроцефалии) как одного из тяжелых исходов раннего менин­гита.

Расстройство высшей нервной деятельности после менин­гита, перенесенного в более позднем возрасте, может также характеризоваться целым рядом патологических особеннос­тей. Однако в этих случаях они выражены слабее. Это касает­ся интеллектуальных расстройств, которые носят временный характер и чаще проходят по типу своеобразной астении: де­ти становятся очень рассеянными, жалуются на головные бо­ли, быстро истощаются, нередко отмечается ослабление па­мяти.

Менингит может возникать и в результате гнойного процес­са в ухе (отогенный менингит). Встречаются и такие формы, как туберкулезный и сифилитический менингит. В ряде слу­чаев при менингитах воспалительный процесс не ограничива­ется мозговыми оболочками, а распространяется на вещество мозга, которое также подвергается различным патологичес­ким нарушениям (менингоэнцефалит).

Значительная часть детей с последствиями менингита в форме расстройства слуха и зрения подлежит обучению в спе­циальных школах (для глухих, слабослышащих, слепых, сла­бовидящих). Незначительная часть их попадает во вспомога­тельную школу, и, наконец, ряд детей с временными и легки­ми интеллектуальными нарушениями удерживается при соот­ветствующих мероприятиях в массовой школе.

Одним из возбудителей менингита может быть вирус эпиде­мического паротита (свинки). Заболевание может происходить на фоне выраженного воспаления околоушных желез, но мо­жет возникнуть и при незначительном местном воспалении. Возраст заболевших 5—10 лет, чаще болеют мальчики. Забо­левание протекает остро, со всеми менингеальными симптома­ми. Анализ спинномозговой жидкости выявляет ее значитель­ное обводнение (уменьшение количества форменных элемен­тов), жидкость прозрачная, вытекает под большим давлением. Через 2—3 недели симптоматика сглаживается, но сохраняет­ся гипертензионный синдром и астеническое состояние, требу­ющие лечения.

Различные инфекционные болезни оставляют след в состоя­нии нервной системы. Возможны различные осложнения, сте­пень выраженности которых зависит от времени воздействия на растущий организм (внутриутробно перенесенное заболева­ние или болезнь после рождения) этиологического фактора

(возбудителя болезни), своевременности диагностики и соот­ветствия лечебных мероприятий.

В клинике нервных болезней в качестве последствия пере­несенных заболеваний описывают микроцефалию и гидроце­фалию, интеллектуальную недостаточность (олигофрению), расстройства зрения, слуха, речи, моторики и другие психопа­тологические расстройства.

Микроцефалия. Обычно при микроцефалии наблю­даются тяжелые формы олигофрении. Характерной чертой является малый размер черепа (рис. 71) и мозга, особенно не­доразвиты большие полушария. Вес мозга очень мал — 200 — 400 г. Отмечается упрощенный рисунок борозд и извилин. При гистологическом исследовании обнаружены неправильное рас­положение клеток в слоях коры, недостаточность их количества, бедность волокон. Со стороны физического развития наблюда­ется диспластичность телосло­жения, отставание роста от средних возрастных норм. Ха­рактерна походка — больные ходят согнувшись вперед. Дети-микроцефалы подвижны, одна­ко эта подвижность дефектна, здесь много лишних нецелесооб­разных движений, отсутствует устойчивость. Характерна об­щая гипотония, разболтанность суставов. Со стороны психики отмечается тяжелое слабоумие, чаще в форме имбецильности или глубокой дебильности. По характеру эти дети веселы и добродушны. Речь обычно недоразвита. Последние годы во вспомогательных школах делают попытки обучать некоторых микроцефалов (с менее выраженной формой умственного не­доразвития) в специальных классах для имбецилов.

Олигофрения инфекционного происхож­дения. Указанные формы олигофрении встречаются наибо­лее часто. Причиной в данном случае является перенесение ре­бенком внутриутробно или после рождения нейроинфекций. Эта форма олигофрении нередко сопровождается нарушением моторики и резкими отрицательными сдвигами со стороны

Рис. 71. Олигофрен-микроцефал

эмоциональной сферы, что, по-видимому, связано и с пораже­нием подкорковых узлов. Причем в одних случаях характер­ным является наличие синдромов повышенной возбудимости, моторной расторможенности, резко выраженных низших вле­чений, склонность к аффектам. В других — имеет место общая заторможенность, вялость (торпидные формы). В более легких случаях, особенно когда нет выраженной картины воспали­тельного процесса, а неблагоприятное влияние инфекции сво­дится преимущественно к нерезко выраженной интоксика­ции, указанная симптоматика проявляется в более умеренной степени.

Природа возбудителей инфекционных заболеваний, вызы­вающих воспалительные и токсические поражения нервной системы типа энцефалитов, менингоэнцефалитов, энцефало-миелитов, на основе которых развивается недостаточность высшей нервной деятельности, может быть весьма различной.

Описаны случаи олигофрении в результате заболевания ре­бенка токсоплазмозом. Эта протозойная инфекция вызывает поражение нервной системы по типу энцефалита, менингоэн-цефалита, что сопровождается в последующем задержкой ум­ственного развития, поражением сетчатой оболочки глаза, приводя к слепоте.

Гидроцефалия. Сущность данного заболевания состоит в патологическом увеличении объема мозговой жидкости в моз­говых желудочках или в подоболочечных пространствах мозга.

Водянка головного мозга чаще возникает после воспали­тельных или токсических процессов, поражающих мозг и его оболочки в период внутриутробного развития или в са­мом раннем детстве. Наиболее частыми причинами являют­ся менингит, сифилис. В последнее время подчеркивается роль природовых травм. Указанные вредности вызывают раздражение сосудистых сплетений в желудочках мозга, продуцирующих мозговую жидкость, вследствие чего проис­ходит увеличение ее количества. Вместе с тем затруднен от­ток жидкости в связи с закрытием в результате воспаления межжелудочковых сообщений или ликворовсасывающих ап­паратов. Таким образом, жидкость скапливается в замкну­том пространстве и, не имея выхода, начинает оказывать давление на мозг, который в свою очередь передает это давле­ние костям черепа. У маленького ребенка черепные швы еще полностью не подверглись окостенению и давление со сторо­ны массы мозга вызывает их расхождение, в связи с чем объ­ем черепа резко увеличивается (рис. 72). Скопление жидкос-

Рис. 72. Гидроцефалия

ти, нарушение ее нормальной цир­куляции оказывают патологичес­кое влияние на деятельность моз­говых клеток.

Признаки гидроцефалии выра­жаются в прогрессирующем увели­чении черепа и своеобразных ней-ропсихических изменениях.

В нервной системе обычно отме­чается ряд патологических симпто­мов со стороны черепно-мозговых нервов. Так, может отмечаться па­дение остроты зрения и слуха в свя­зи с поражением слухового и зри­тельного нервов, возможно разви­тие парезов и параличей. Своеобразны изменения психики. Такие дети хорошо подражают взрослым и производят впечат­ление очень развитых. У некоторых избирательно развивают­ся музыкальные или художественные способности. Своеобраз­ные особенности наблюдаются со стороны речи — особая мане­ра разговаривать, сопровождать свою речь рифмованием, ост­ротами, шутками.

В ряде случаев гидроцефалия нерезко выражена, тогда го­ворят о гидроцефальном синдроме, который может наблюдать­ся не только после перенесенной нейроинфекции, но и вследст­вие травматического процесса (родовая черепно-мозговая травма). В этих случаях при обследовании детей отмечается некоторое увеличение размеров черепа, развитая сосудистая сеть под кожей головы, указывающая на застойные явления в сосудах головного мозга и ликворной системе. В неврологичес­ком статусе выявляется рассеянная неврологическая симпто­матика в общей и артикуляционной моторике. Дети жалуются на головные боли в период учебной нагрузки, головокруже­ния, повышенную утомляемость и истощаемость. Некоторые Дети с явлениями гидроцефального синдрома становятся не­усидчивыми, беспокойными. Отмечается нестойкость актив­ного внимания, его истощаемость, память приобретает меха­нический характер. Логическое мышление недостаточно, что затрудняет обучение по школьной программе. Некоторые дети после умственной нагрузки становятся вялыми, бездеятель­ными, что также затрудняет обучение. Все дети нуждаются в лечении и специальном обучении в зависимости от выявляе­мых трудностей.

Задержка психического развития.Наряду с детьми-олиго­френами, у которых имеются те или иные степени недоразви­тия коры мозга после органических поражений центральной нервной системы, в практике школы встречаются дети, отста­ющие в развитии, имеющие низкую успеваемость. Иногда их смешивают с подлинными олигофренами и направляют во вспомогательные школы. Это, безусловно, является грубой как медицинской, так и педагогической ошибкой. Наблюде­ния педагогов и врачей показали, что иногда, будучи приняты­ми во вспомогательную школу, такие дети в различные сроки выравнивают темп своего развития и никак не подходят к ос­новному контингенту учеников вспомогательных школ. Кли-нико-педагогическое изучение таких детей, ошибочно прини­маемых во вспомогательные школы, выявило, что они страда­ют только временной задержкой психического развития в силу различных причин. Эти дети чаще не переносили мозговых за­болеваний или перенесли их в очень легкой степени (напри­мер, легкие черепно-мозговые травмы, интоксикации и др.). Обследование состава учащихся вспомогательных школ позво­лило выделить следующие различные формы временной за­держки развития.

1. Астеничные дети с последствиями травматических или токсических поражений центральной нервной системы, про­текавших в легкой форме. Обычно к этой группе можно отне­сти детей, у которых мозговое заболевание (травмы, инток­сикации центральной нервной системы), в силу слабой выра­женности воздействия не вызвало значительных нарушений в структурных элементах коры (что характерно для выра­женных форм энцефалитов и черепно-мозговых травм, даю­щих типичный олигофренический синдром). Однако нейро-динамика, т.е. физиологические процессы в коре больших полушарий, в какой-то мере была нарушена. Исследования показали, что здесь имеет место нарушение равновесия меж­ду нервными процессами, изменение подвижности (лабиль­ность и инертность) в их протекании. Отсюда и формирова­ние условно-рефлекторной деятельности отличается некото­рыми специфическими особенностями (например, быстрое угасание выработанных стереотипов). Указанные сдвиги в нейродинамике, естественно, отражаются и на психике. Обычно для таких детей характерны быстрая утомляемость на уроках, слабое, истощающееся внимание, снижение па­мяти, замедленность мышления. Имеются и сдвиги со сторо-

ны характера и эмоционально-волевой сферы в форме неус­тойчивого поведения, моторной расторможенности или, на­оборот, некоторой моторной вялости, неуравновешенного на­строения, склонности к капризам, плаксивости и т.д. Все эти черты, несомненно, отражаются на успеваемости детей на первых годах обучения, и дети обычно попадают в число хро­нически неуспевающих, а при недостаточно глубоком меди­цинском обследовании могут попадать в число олигофренов и переводиться во вспомогательные школы.

Указанные формы временных задержек в психическом развитии изучались в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР (А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, Е.Д. Хомская, Л.А. Новикова, В.И. Лубовский, Н.Ф. Кузьми-на-Сыромятникова). Клинические и физиологические иссле­дования позволили выделить среди массы таких детей, неред­ко ошибочно переводимых во вспомогательную школу, две группы.

У одних учеников обращают на себя внимание большая не­устойчивость эмоционального тонуса, непостоянство интере­сов, неумение сосредоточиться на работе, провалы в памяти, быстрое истощение интеллектуального тонуса. У них наблюда­ется раздражительная слабость процесса возбуждения при яв­ной недостаточности коркового активного торможения. Они вертлявы, непоседливы, в классе крайне быстро отвлекаются порой самыми незначительными раздражителями. Длитель­ное интеллектуальное напряжение для них малодоступно. Они быстро истощаются и требуют новых, дополнительных раздра­жителей, у них крайне трудно вырабатываются стереотипы. Нередко они совершенно выключаются из работы или же ста­раются скользить по поверхности, не давая себе труда вник­нуть в суть задания и отнестись серьезно к порученной работе. В то же время некоторые из них имеют большой запас сведе­ний, которые они черпают из прочитанных книг (прочитан­ных также поверхностно), из просмотренных кинофильмов, разговоров взрослых и т. д.

Ученики второй группы характеризуются несколько иными особенностями. В прошлом это очень заторможенные, вялые, апатичные дети с очень низкой успеваемостью. Положитель­ные сдвиги в их развитии выражаются в том, что они постепен­но освобождаются от своей заторможенности, обусловленной инертностью нервных процессов, проявляют активность в рабо­те, начинают обнаруживать живейший интерес к занятиям.

Однако у них еще остается ряд недостатков, которые они также старательно преодолевают, хотя это требует активного участия педагога. Эти недостатки в основном сводятся к тому, что темп мышления таких детей все же еще замедлен, они способны пра­вильно решать трудные задания, но делают это не сразу, а ино­гда при помощи небольшого намека, подсказки учителя. Рече­вые возможности у детей этой группы иногда также несколько ограничены. Некоторые ученики из группы с тенденцией к ис­правлению страдали расстройствами речи различного характе­ра, чаще косноязычием. Они еще не преодолели некоторого смущения, неуверенности, особенно в условиях новой ситуа­ции. Своеобразная астенизация личности как результат когда-то перенесенной болезни и ряд пережитых трудностей в процес­се адаптации к школьной среде еще оставляют некоторый след в их поведении. Несомненно, эти дети находятся в состоянии активного преодоления тех недостатков в их нейропсихичес-ком статусе, которые хотя и развились в результате тех или иных вредных воздействий на центральную нервную систему, однако дали качественно иную структуру нарушений, нехарак­терных для стойких форм слабоумия.

Особенности высшей нервной деятельности этих детей, изу­чаемые Е.Д. Хомской, заметно отличаются от тех данных, ко­торые были получены при исследовании олигофренов. Рече­вые отчеты этих детей совершенно адекватны. Испытуемые знают, что надо делать на тот или иной сигнал, но не следуют ими самими сформулированному правилу в усложненных ус­ловиях эксперимента. Как правило, у них имеет место ослаб­ление основных нервных процессов, особенно внутреннего тор­можения, широкая иррадиация возбудительного, реже тор­мозного процесса, нарушение механизмов концентрации нерв­ных процессов, явление застойности, инертности. Простые дифференцировки, реакции на порядковое место раздражите­лей, а также на последовательные комплексы раздражителей вырабатываются у них довольно быстро, после 2—3 подкреп­лений.

Исключение составляют тонкие дифференцировки на ин­тенсивность и длительность сигнала, которые требуют большо­го числа подкреплений. При этом у одних испытуемых вслед­ствие широкой иррадиации и слабости процессов внутреннего активного торможения преимущественно растормаживаются дифференцировки, у других в тех же экспериментальных ус­ловиях имеет место преимущественное торможение двигатель-

ных реакции на положительные сигналы, что является ре­зультатом слабости возбудительного процесса и нарушения по­движности нервных процессов.

Исследования электрической активности мозга, проведен­ные у детей с различными формами интеллектуальной непол­ноценности, в аспекте дифференциальной диагностики (Л.А. Новикова и Н.Н. Зислина) выявили интересные факты. В большинстве случаев данные электроэнцефалограммы соот­ветствовали клиническим наблюдениям при изучении различ­ных форм интеллектуальной отсталости у учащихся вспомога­тельных школ. Так, были установлены некоторые корреляции при оценке тяжести поражения мозга (диффузные и очаговые формы), характера локализации и пр. Большинство из иссле­дуемых детей-олигофренов давали своеобразный тип альфа-ритма, наличие патологических волн. Ученики с легкими фор­мами интеллектуальной недостаточности, чаще трактуемыми как задержка развития, в основном не давали резко заметных отклонений от нормы.

В других случаях у детей этой группы энцефалограммы по­казывали наличие в различных областях коры медленных па­тологических волн большой амплитуды.

Эти потенциалы близки к альфа-ритму, но отражают значи­тельно более низкий уровень функциональной подвижности нейрона и обычно указывают на наличие в коре ярко выражен­ного торможения.

Клинические и педагогические наблюдения за такими де­тьми устанавливали вялость психических реакций, быструю утомляемость, моторную недостаточность, что сказывалось и на снижении активности их познавательной деятельности. Все вышесказанное заставляет предполагать, что у ряда таких детей мы имеем дело с общим астеническим состоянием коры головного мозга, приводящим к тому, что при каждом сколь­ко-нибудь заметном напряжении кора легко приходит в состо­яние запредельного торможения. Это обстоятельство опреде­ляет дальнейшую работоспособность таких учеников и накла­дывает соответствующий отпечаток на все их поведение. В по­ведении таких детей проявляется то повышенная возбуди­мость, плаксивость, раздражительность, моторное беспокой­ство, то пассивность, заторможенность. Во время школьных занятий особенно четко выявляются плохая работоспособ­ность и низкая продуктивность. Они плохо запоминают школьный материал, с трудом заучивают наизусть, затрудня-

ются в устном счете и с трудом решают арифметические зада­чи. Главным отличием таких детей от олигофренов является то, что их малая психическая активность, выражающаяся прежде всего в сниженной успеваемости, чаще носит времен­ный характер, и постепенно такие дети выравниваются, неко­торые из них нормально продолжают обучаться в массовой школе.

2. К детям с астеническими реакциями в результате перене­сенных истощающих болезней могут быть отнесены физичес­ки ослабленные в результате, например, перенесенных инфек­ций, которые могли вызвать анемичность, а иногда интокси­кации (например, туберкулезной). Клинико-педагогическая характеристика учеников, обычно младших классов, также указывает, что ведущим синдромом в их поведении является быстро наступающее истощение нервных процессов, снижение активности, внимания, ослабление памяти. Такие учащиеся могут систематически не успевать и ошибочно приниматься за умственно отсталых.

3. Своеобразные формы астенических реакций можно на­блюдать у детей с аномалиями уха, горла, носа. Здесь особен­но следует указать на больных, имеющих резко выраженные аденоиды, полипы в носу, а также различные формы туго­ухости. Первые два нарушения отражаются на функции ды­хания, что может вызывать головные боли, общую вялость, раздражительность, плохую память. Иногда типична и внешность таких детей — открытый рот, бледная окраска кожи лица, иногда речь с носовым оттенком, растерянное выражение лица. Своеобразные особенности невротических реакций у тугоухих детей были описаны выше. Обычно эти дети плохо успевали. Неправильное понимание причин этой неуспеваемости приводило к тому, что они смешивались с умственно отсталыми и, вместо того чтобы учиться в школе для слабослышащих, направлялись во вспомогательные школы.

4. Дети с речевой недостаточностью — некоторые группы алаликов, детей с фонетико-фонематическим недоразвити­ем (дизартрией), заикающиеся — на ранних этапах школь­ного обучения обычно отличаются неуспеваемостью. По­скольку между мышлением и речью существует тесная связь, дети, страдающие речевой недостаточностью, иногда могут задерживаться в своем психическом развитии. СлеД' ствием этого является неуспеваемость в школе. Некоторые

яз них тяжело переживают трудности обучения, иногда не­правильное отношение к ним педагога и детского коллекти­ва (насмешки, недовольства педагога и родителей). Все это является травматизирующими факторами, вызывает асте-низацию личности.

После соответствующих занятий с логопедом такие дети мо­гут заметно выправиться и догнать своих сверстников в усло­виях массовой школы.

Учебный процесс во вспомогательных школах проводится по специальной программе. Большое значение имеет ряд спе­циальных приемов и методов, которые применяют педагоги-дефектологи, помогающие ребенку со сниженным интеллек­том освоить необходимый учебный материал. Исключительно важное значение приобретают специальные занятия по разви­тию речи, осуществляемые специалистом-логопедом.

В настоящее время придается большое значение выявле­нию и лечению последствий перенесенных инфекций, инток­сикаций, травм черепа с целью профилактики астено-невро-тических состояний и интеллектуальной недостаточности. В связи с этим организованы диспансерные обследования детей всеми специалистами и, по мере необходимости, медико-пе­дагогическая коррекция в стационарных условиях или до­школьных учреждениях специализированного профиля. Знание последствий перенесенных в раннем возрасте различ­ных заболеваний или травм черепа предполагает проведение обязательных профилактических мероприятий, предлагае­мых невропатологией, специальной педагогикой и психоло­гией.

Энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты, хорея

К группе энцефалитов относятся воспалительные процессы, поражающие головной мозг независимо от локализации, кото­рая может быть различна.

Течение энцефалита сопровождается как общемозговыми симптомами, так и очаговыми (гнездными). К общемозговым относятся: потеря сознания от легкого затемнения до полного его выключения, головная боль, головокружение, рвота, из­менение пульса и дыхания. Очаговые симптомы могут быть различны в зависимости от локализации болезненного про­цесса в различных областях мозга. Так, могут иметь место

двигательные, речевые расстройства, эпилептиформные при­падки.

Энцефалиты в медицинской практике делятся на первич­ные, или эпидемические, и инфекционные; некоторые из ин­фекционных относятся к аллергическим. К первичным энце­фалитам, распространение которых носит эпидемический ха­рактер, относят: эпидемический энцефалит А (летаргичес­кий). Течение его сопровождается, помимо целого ряда общих симптомов, свойственных энцефалитам, тяжелыми расстрой­ствами сна. Энцефалит Б (японский), переносчиками вируса которого являются комары. Заболевание протекает тяжело, может осложняться психозами и стойким снижением интел­лекта. Возбудитель (вирус) клещевого, или весенне-летнего, энцефалита передается через укусы лесных клещей. Типич­ным является поражение шейных отделов спинного мозга, в результате чего возникают параличи мышц, шеи и рук.

Описан и ряд других вирусных энцефалитов, носящих эпидемический характер. Инфекционные энцефалиты и эн-цефаломиелиты, возникающие как осложнение детских ин­фекций, характеризуются в своем течении многими общими чертами, хотя могут иметь место и особенности, свойствен­ные той или иной инфекции, вызвавшей энцефалит.

Различные патологические симптомы, наблюдающиеся при энцефалитах как в острой, так и в резидуальной стадии, обус­ловлены как структурными изменениями мозга и его сосудов, так и расстройствами общей нейродинамики.

Экспериментальные исследования высшей нервной дея­тельности у детей, больных энцефалитом, указывают на тяже­лые сдвиги в корковой нейродинамике. Так, для острого пери­ода характерны резкое нарушение взаимодействия между воз­будительными и тормозными процессами, ослабление индук­ционных отношений на фоне пониженной реактивности мозго­вой коры. Характерным является развитие торможения охра­нительно-целебного характера, способного задерживаться в отдельных областях мозга на неопределенное, иногда значи­тельное время.

Ряд патологических сдвигов со стороны высшей нервной деятельности остается в резидуальной стадии, в связи с чем протекание условно-рефлекторной деятельности происходит в той или иной степени неполноценно, обусловливая сниже­ние познавательной деятельности ребенка и его способности к обучению.

Заболеванию энцефалитом способствует ряд причин, обус­ловливающих ослабление защитных свойств детского организ­ма. К этим причинам относятся: врожденная неполноценность нервной системы, общая соматическая ослабленность, рахит, неблагоприятные условия быта и слабость иммунобиологичес­ких свойств организма. Рассмотрим некоторые формы энцефа­литов.

Эпидемический энцефалит (энцефалит А).Заболевание эпидемическим энцефалитом связано с проникновением в ор­ганизм особого нейровируса, поражающего центральную нервную систему. Заболевание носит характер эпидемии и бывает чаще зимой. Однако отдельные случаи эпидемическо­го энцефалита могут встречаться в любое время года. Болезнь свойственна любому возрасту, но чаще ею заболевают дети. Изучение детского состава специальных школ, а также лите­ратурные данные показывают, что в последнее время выра­женные формы этого заболевания у детей стали встречаться сравнительно редко.

Для начального периода болезни наиболее типичными симптомами являются: повышение температуры до 38 — 39°, головная боль, двоение в глазах и расстройство сна. Некоторые больные находятся беспрерывно в сонливом состоянии. Их бу­дят для приема пищи, потом они вновь погружаются в сонное состояние. У других выражена бессонница. Характерен ряд навязчивых движений подкоркового типа, дети что-то переби­рают руками, иногда наблюдаются подергивания отдельных мышц (миоклония). Отмечаются некоторые вегетативные рас­стройства — усиленное слюнотечение, жировые выделения на коже лица.

Течение болезни может осложняться нарушениями от­дельных функций в области двигательной сферы, речи, пси­хики, которые и формируют сложный симптомокомплекс так называемых остаточных явлений. Характер этих послед­ствий после эпидемического энцефалита в значительной сте­пени зависит от того, какие области мозга были поражены бо­лезненным процессом наиболее интенсивно. Эпидемический энцефалит чаще поражает подкорковую область (стрио-пал-лидарную систему) и межуточный мозг. Отсюда в картине ос­таточных явлений часто наблюдаются расстройства двига­тельных функций, эмоциональной сферы, а также наруше­ние обмена веществ. Расстройства двигательной сферы раз­личны, иногда имеет место своеобразная заторможенность

движении, сопровождающаяся дрожанием рук, головы, реже бывают параличи и парезы. Обычно наблюдается довольно характерная картина: лицо ребенка амимично, взгляд непо­движен, устремлен вдаль, общая заторможенность движе­ний, слюнотечение. Речь монотонная, лишенная модуляции и эмоциональной выразительности. Однако подобные случаи своеобразной адинамии в детском возрасте редки. Чаще кар­тина остаточных явлений после эпидемического энцефалита проявляется в таком нарушении нервной деятельности, кото­рое характеризуется общей двигательной расторможеннос-тью в связи с ослаблением регулирующей роли коры на под­корковые образования, наличием гиперкинезов. В этих слу­чаях в поведении детей получают преобладание низшие эмо­ции в виде аффектов гнева, повышенной сексуальности, пре­обладает неустойчивое, чаще мрачное настроение. В педаго­гической практике специальных детских учреждений у неко­торых детей отмечаются случаи ненормально повышенного аппетита иль жажды (булимия, полидипсия), сексуальных извращений патологической злобности, жестокости, своеоб­разной навязчивости.

Степень выраженности патологических изменений в облас­ти эмоционально-волевой сферы и характера последствий эпи­демического энцефалита может быть различна. Иногда эти на­рушения могут быть тяжелыми, что отражается на учебной де­ятельности ребенка, — резкая неуспеваемость, срывы дисцип­лины, частые конфликты в семье и школе. Правильно органи­зованные педагогические и лечебные мероприятия могут зна­чительно сглаживать указанные последствия болезни.

Изменения интеллекта после эпидемического энцефалита очень своеобразны и только в раннем возрасте характеризу­ются значительными расстройствами, фактически сближа­ясь с олигофренией. В более позднем возрасте чаще наблюда­ется картина своеобразной психической астении, выражаю­щейся только в быстрой истощаемости, ослаблении способно­сти к интеллектуальному напряжению и памяти. Грубых расстройств интеллекта может и не быть. Эпидемический эн­цефалит иногда может принимать затяжную форму. После перенесенной болезни, особенно на более поздних этапах раз­вития, дети, у которых отсутствуют выраженные интеллек­туальные изменения, могут обучаться в массовой школе. ОД' нако в большинстве случаев замедленность темпов мышле­ния, быстрая истощаемость нервных процессов, неустойчи-

вость эмоционально-волевой сферы, частые головные боли фактически не позволяют таким ученикам овладеть програм­мой массовой школы. У них резко ослабляются активность, инициатива. Особенно страдает функция внимания, понижа­ется его устойчивость; дети становятся рассеянными, с тру­дом сосредоточиваются, быстро истощаются. Все это нередко заставляет таких детей продолжать обучение во вспомога­тельной школе.

В последние годы выраженные случаи эпидемического эн­цефалита встречаются редко, чаще они имеют стертые формы, характеризующиеся какими-либо отдельными симптомами, свойственными этой болезни. Мы приведем только некоторые из описанных в литературе форм атипически протекающего эпидемического энцефалита.

Вестибулярная форма энцефалита харак­теризуется такими симптомами, как головокружение, расст­ройство походки, сопровождаемые тошнотой, рвотой, что свя­зано с нарушенной функцией вестибулярного аппарата. Обыч­но это заболевание протекает сравнительно благоприятно, ос­тавляя иногда в качестве остаточных явлений парезы глазных мышц. В других случаях в качестве остаточных неврологичес­ких симптомов наблюдаются тикозные подергивания в мыш­цах, особенно лица, шеи. Описаны формы особых приступов частой икоты (эпидемическая икота), которая рассматрива­лась некоторыми как проявление абортивно протекающего эн­цефалита.

Сенсорная форма энцефалита (Г.Е. Сухаре­ва) развивается в связи с перенесенными детскими инфекци­ями, а иногда — постепенно и без видимых причин. Начало заболевания острое: повышение температуры до 40°, голов­ная боль, иногда боли в животе, расстройства восприятия, менингеальные симптомы. Со стороны нервной системы от­мечается асимметрия лицевых мышц, нарушение мышечно­го тонуса, иногда скоропреходящие монопарезы, непостоян­ные патологические рефлексы. Острая стадия может быть ко­роткой — 10—12 дней, после чего начинается вторая, подост-рая стадия, которая может продолжаться значительное вре­мя и протекать по типу периодических приступов недомога­ния. Для этой стадии характерно разнообразие сенсорных Расстройств. Чаще нарушаются зрительные и пространствен­ные восприятия. Иногда предметы воспринимаются в изме­ненной форме или только их отдельные части, наблюдаются

фотопсии, искры, огненные зигзаги и т.п. Дети часто видят цветные точки, шарики, круги, жалуются на изменение ок­раски окружающего: все видно как сквозь туман, сетку либо чересчур резко окрашено в цвета радуги (красная окраска указывалась чаще других). Акустические расстройства выра­жаются в изменении интенсивности, тональности звука, че­ловеческий голос воспринимается то тихо, то громко, кажет­ся то близким, то далеким. Имеет место также извращение вкуса, реже обоняния. В школьной практике у таких детей отмечены расстройства письма и чтения. Грубые расстройст­ва интеллекта встречаются редко, чаще наблюдались исто-щаемость, неспособность к интеллектуальному напряжению. Частым симптомом при этом заболевании являются голо­вные боли, головокружение. Болезнь может протекать дли­тельно и сопровождаться нестойкими периодами улучшения.

Инфекционный энцефалит (менингоэнцефалит, энцефало­миелит).Под инфекционными энцефалитами в клинике под­разумеваются воспалительные, чаще токсические процессы, возникающие в результате перенесения ребенком различных инфекционных заболеваний. Болезненный процесс в этих слу­чаях захватывает не только различные области головного моз­га (рассеянная локализация), но и спинной мозг. Отсюда эти заболевания чаще протекают по типу менингоэнцефалитов и энцефаломиелитов.

В настоящее время известно, что любая инфекция при со­ответствующих условиях может вызвать заболевания энцефа­литом. Однако чаще последние возникают после обычных дет­ских инфекций (кори, скарлатины, краснухи, коклюша). На­иболее часто встречаются энцефалиты, обусловленные коре­вой инфекцией. Если клиника инфекционных энцефалитов как в острой, так и в резидуальной стадии достаточно изуче­на, то механизмы возникновения этого -заболевания еще не совсем ясны и трактуются различно. Одни исследователи по­лагают, что инфекционный энцефалит обусловлен проникно­вением в головной мозг возбудителя, вызвавшего основную инфекцию; другие считают, что основная инфекция лишь ос­лабляет организм и защитные структуры мозга, что способст­вует проникновению в центральную нервную систему специ­ального вируса.

Острый период инфекционного энцефалита характеризу ется различно. Иногда на фоне тяжело протекающей основ­ной инфекции (корь, скарлатина) отмечается ухудшение об-

щего состояния, знаменуемое резким подъемом температу­ры, бессознательным состоянием, судорогами, появлением менингеальных симптомов (ригидность затылочных мышц, симптом Кернига и т.п.). Эти случаи иногда могут оставаться нераспознанными и трактоваться как тяжелое течение основ­ной инфекции. В других случаях сравнительно легко проте­кающая инфекция в исходной стадии внезапно дает резкое ухудшение в своем течении: подъем температуры, ухудше­ние общего состояния, менингеальные явления.

Инфекционный энцефалит характеризуется как общемоз­говыми, так и очаговыми симптомами, причем некоторые оча­говые симптомы начинают появляться даже в острой стадии (развитие парезов, судорог, афазии). Другие могут отмечаться позже.

Резидуальная стадия вторичного энцефалита нередко ха­рактеризуется обилием патологических симптомов. Здесь мо­гут встречаться двигательные расстройства (паралич, парезы, гиперкинезы), речевые нару­шения в виде сенсорных и мо­торных афазий, дизартрии (псевдобульбарная дизартрия) и др. Эти дефекты встречаются чаще и выражены нередко бо­лее массивно, чем при эпидеми­ческом энцефалите.

Характерные изменения на­блюдаются со стороны психи­ческой деятельности, особенно страдает интеллект, в отличие от эпидемического энцефали­та, при котором интеллекту­альные расстройства выраже­ны значительно слабее, а ино­гда и отсутствуют. Характер изменений психической деятельности после перенесенных вторичных энцефалитов также в значительной степени обус­ловливается возрастом, в котором перенесено указанное забо­левание. Так, при рано перенесенных энцефалитах, характе­ризующихся тенденцией к разлитой локализации (в связи с анатомо-физиологическими особенностями мозга ребенка раннего возраста), чаще наблюдается значительное снижение

Рис. 73. Последствия перенесенно­го менингоэнцефалита

интеллекта по типу олигофрении (рис. 73). Хотя следует отме­тить, что олигофренам с подобной этиологией чаще, чем дру­гим, свойственны и некоторые локальные нарушения. Эти де­ти характеризуются также тяжелыми нарушениями со сторо­ны эмоционально-волевой сферы и характера, что в значи­тельной степени сближает их с детьми-олигофренами, пере­несшими эпидемический энцефалит. Физиологическими ме­ханизмами указанных расстройств являются резкие наруше­ния нейродинамики, ослабление внутреннего коркового тор­можения, в связи с чем происходит усиление подкорковых влияний (растормаживание подкорковой области). В поведе­нии детей, перенесших энцефалит, возникает ряд патологиче­ских особенностей, в какой-то степени аналогичных тем, ко­торые были описаны при характеристике резидуальной ста­дии эпидемического энцефалита. Это в основном склонность к аффективным вспышкам, неустойчивому настроению, усиле­нию низших физических влечений, что ведет к большим труд­ностям при осуществлении воспитательной работы.

Однако следует отметить, что, несмотря на ряд сходных черт в поведении детей с последствиями инфекционного энце­фалита с детьми, перенесшими эпидемический энцефалит, здесь имеются иногда довольно заметные отличия. Так, на­блюдения показывают, что тяжелые расстройства эмоцио­нально-волевой сферы и характера, создающие у таких детей нередко тяжелые конфликты в семье и школе, больше свойст­венны резидуальной стадии эпидемического энцефалита. При инфекционных энцефалитах указанные расстройства выра­жаются значительно слабее; более характерны разнообразные нарушения интеллекта, речевые и двигательные расстройст­ва, выраженные в различной степени.

Изучение состава учащихся вспомогательных школ показа­ло, что такие ученики характеризовались некоторыми особен­ностями. В этих случаях, по-видимому, в связи с особенностью локализации болезненного процесса, наблюдалась картина не­равномерного, дисгармоничного снижения интеллекта, когда одни способности страдали, другие в той или иной степени ос­тавались сохранными. Особенно характерен синдром в форме своеобразных парафазических расстройств, обусловленных снижением фонематического анализа, что приводило к воз­никновению у этих детей тяжелых расстройств письма и чте­ния (дислексии и дисграфии). Указанные расстройства вовсе не всегда, как это предполагали прежде, объясняются только

очаговыми поражениями, связанными с изменением морфоло­гической структуры корковой массы. Значительная часть из них имеет в своей основе нейродинамические нарушения, за­стойное торможение, снижение дифференцировок, что связа­но с ослаблением внутреннего торможения, играющего основ­ную роль в регуляции аналитико-синтетическои деятельности мозга.

Лечебные мероприятия при менингитах и энцефалитах раз­нообразны. Обычно применяют антибиотики, уротропин, сульфамидные препараты, сыворотки. В резидуальной ста­дии — физиотерапию, лечебную гимнастику, логотерапию.

Хорея — заболевание нервной системы (головного мозга), вызываемое ревматической инфекцией. Заболевание чаще происходит в сырое и дождливое время — осенью, весной. Обычно ему предшествует перенесение ангины, полиартри­та, иногда гриппа. Начало подострое. Первым признаком бо­лезни является заметное изменение в характере детей, кото­рые становятся в этих случаях повышенно раздражительны­ми, капризными, склонными к аффектам гнева, слезливы­ми. В школе отмечаются рассеянность, безразличное отно­шение к занятиям. Постепенно развиваются насильствен­ные движения (гиперкинезы) в мышцах лица, рук, ног, ту­ловища.

В связи с развитием гиперкинезов движения ребенка стано­вятся затрудненными, меняется почерк, вещи падают из рук, появляются различные насильственные движения мышц в ли­цевой мускулатуре, напоминающие гримасы. Постепенно ги­перкинезы распространяются и на нижние конечности, поход­ка становится затрудненной. Резко меняется речь из-за за­труднения движений языка. Заболевание сопровождается по­вышенной температурой. Так как хорея является ревматичес­ким поражением головного мозга — энцефалитом, то ему со­путствуют изменения со стороны сердечно-сосудистой систе­мы (пороки сердца).

Исследование мозга больных, умерших от ревматического энцефалита и порока сердца, выявило поражение подкорки, в частности стриатума. Небольшие изменения находили и в ко­ре головного мозга.

В большинстве случаев хорея протекает относительно благополучно и заканчивается полным выздоровлением. Ис­ключение составляют редкие формы, при которых наблюда­ются стойкие осложнения сердечной деятельности. Однако

заболевание, даже и в легкой степени, требует постельного режима и соответствующего лечения. При недостаточном ле­чении и режиме у ребенка надолго остаются отдельные по­дергивания в мышцах, усиливающиеся при волнении, а так­же фиксируются патологические черты характера в форме неустойчивого настроения, склонности к аффектам, агрес­сивности. Отдаленным последствием хореи может быть раз­витие заикания.

Педагогам, которые нередко могут первыми заметить свое­образные изменения в поведении своего ученика (гримасы, из­менение почерка, отрицательные сдвиги со стороны характера и эмоциональной сферы), необходимо рекомендовать срочное направление таких детей на врачебную консультацию.