Важно отметить, что природа СДВГ остается недостаточно изученной.
Наиболее популярными в настоящее время являются две модели: дефицита энергетических ресурсов и дефицита управляющих «лобных» функций, которые касаются реализации исполнительских функций (самостоятельно направляемых действий).
Ключевым моментом теории дефицита “лобных” функций R.A. Barkley (1997) является «дефицит запрещающего поведения», который приводит к неспособности ребенка с СДВГ сдерживать и откладывать ответные реакции на внешние стимулы.
Основное положение модели дефицита энергетических функций J. Sergeant (2000) заключается в том, что несовершенство механизмов запрещающего действия зависит от энергетического (биоэнергетического, медиаторного) статуса ребенка.
Одной из ключевых теорий СДВГ рассматривается функциональная слабость дофаминовых структур мозга.
Как известно, обмен дофамина обеспечивает:
· отбор наиболее значимых сигналов, поступающих в центральную нервную систему с периферии;
· мотивацию и удержание внимания;
· регуляцию сложных движений;
· переживание удовольствия.
Важно понимать, что ребенок с СДВГ — «социальный инвалид по биологическим причинам»: он знает, как вести себя правильно, но не может это осуществить. И его нельзя за это ругать.
В настоящее время стандартом лечения СДВГ, наряду с психообразованием, во многих странах являются препараты группы психостимуляторов.
Психостимуляторы эффективны в 80 % случаев, но не решают проблему созревания мозга, а позволяют лишь «выиграть время». Ребенок с СДВГ получает равные шансы в жизни по сравнению со здоровыми детьми и начинает заново выстраивать свои адекватные отношения с окружающими. Назначение психостимуляторов проводится только под строгим контролем врача-психиатра с учетом показаний.
Назначение психостимуляторов при тяжелых формах СДВГ имеет свои «плюсы» и «минусы». Важно понимать, что назначение психостимуляторов — достаточно легкий путь решения проблем поведения и обучения такого ребенка в школе. Но этот путь не может заменить процесс воспитания.
Миф № 3: «Это перерастет…»
До недавнего времени считалось, что гиперкинетическое расстройство — «детский» диагноз.
Гипердинамический синдром действительно «уходит» с возрастом 10-14 лет. Дефицит внимания обычно сохраняется и даже может нарастать. Подросток может сказать, что испытывает трудности в формулировке своих мыслей, чувств, он всегда опаздывает. Импульсивность (нетерпеливость) также сохраняются, хотя с развитием сознания, сдерживающих начал, она не столь очевидна: дождаться своей очереди уже возможно.
В 40-50 % случаев диагноз переходит во взрослую жизнь.
DSM-V предлагает следующие критерии СДВГ у взрослых.
А. Имеется шесть и более симптомов, присутствующих более 6 месяцев:
· принятие решений неосознанно и импульсивно;
· сложно останавливать свои действия и поведение когда необходимо;
· начало выполнения задания, не читая и не выслушивая указаний внимательно;
· сложно сдерживать обещания;
· сложно выполнять что-то в правильном порядке;
· экстремальное вождение;
· «витание в облаках», когда нужно сконцентрироваться;
· трудно планировать наперед или подготавливаться к предстоящим событиям;
· невозможность заниматься неинтересным занятием.