Человечество еще 11-16 тысяч лет назад могло вымереть из-за недостатка

пищи и спастись ему удалось только за счет возникновения земледелия.

Потребности людей , численность населения Земли продолжают постоян-

но возрастать. Прирост объема жизненных благ отстает от роста потребности людей , несмотря на то , что они научились использовать ресурсы природы и другие факторы производства.

За исключением небольшого числа благ – воздуха , дождя , солнечного тепла , - все остальные средства удовлетворения потребностей человечества

имеются в ограниченном объеме. Так , запасы нефти в недрах Земли состав-

ляют 128,6 млр.тн. Это ее физическая ограниченность. Люди активно исполь-

зуют ее , но сейчас она доступна только тем , кто может оплатить затраты на

ее добычу и транспортировку. Экономическую проблему создает не физичес-

кая ограниченность ресурса , а возможность получить ее лишь затратив иные

ресурсы. Так , чтобы добыть дополнительный объем нефти, нужно потратить

другие ограниченные ресурсы: электроэнергию, труд нефтяников, металл для

изготовления нефтяного оборудования и труб нефтепроводов ) и т.д.

Следовательно, хозяйственная деятельность людей все время направлена

на изъятие ресурсов из сферы удовлетворения одних , чтобы удовлетворить

потребности других людей.

Экономические ресурсы всегда ограниченны.

Ограниченность труда связана с тем , что число трудоспособных людей любой страны строго фиксировано в любой момент времени.

По физическим и умственным способностям , люди не все пригодны для выполнения конкретных работ. Эту проблему можно частично решить путем

привлечения рабочих из других стран , переобучением и переподготовкой ра-

ботников более эффективным специальностям, но это не дает моментального

результата , так как требует определенного времени для их осуществления.

Ограниченность земли ( природных ресурсов ) определяется географией страны и наличием в ее недрах месторождений полезных ископаемых . Эту ограниченность можно снизить путем превращения ранее бесплодных почв в

сельскохозяйственные угодья.

Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны,

тем , что она успела накопить. Эту ограниченность можно сократить путем

строительства новых заводов, шоссе , линий газопроводов и дополнительного

изготовления оборудования. Но это требует времени и затрат.

Ограниченность предпринимательства обусловлена тем , что природа не

всех наделяет этим талантом.

Ограниченность ресурсов заставила людей принять соответствующие

меры. Люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в собствен –

ность. Отдельный человек или группа людей могут :

- владеть ресурсами , то есть фактически ими обладать ;

- пользоваться ресурсами , то есть использовать их по своему усмотрению

для получения текущего дохода ;

- распоряжаться , то есть иметь право передать их другим лицам , например

продать.

Остальные люди должны уважать эти права. Закрепление ресурсов в соб-

ственности граждан позволяет им представлять эти ресурсы за плату тем, кто в них нуждается. Формы дохода от этого могут быть самыми различными и зависят от вида предоставляемых ресурсов.

Большая часть крупных состояний России ( благ ) связана с теневой собст-

венностью (криминальный доступ к ресурсам и т.д.) и с постгосударственной

собственностью (приватизация , земля , бюджетные средства).

В результате «прихватизации» под прикрытием лозунга о ваучерной народ-

ной приватизации собственность оказалась распыленной, разорванной между

отдельными звеньями неразрывных по природе технологических цепочек.

Это привело к неэффективности российской экономики сегодня.

 

8.

Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество, осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него воздействие. Человек становится не только элементом системы, но и сам представляет систему, умеющую сложную структуру. Социология не рассматривает личность во всем ее многообразии, а изучает ее как совокупность общественных отношений, т.е. как продукт общества.

Люди с их конкретными интересами, с одной стороны составляют основу общества, делают возможным само его существование, а с другой — представляют для него большую угрозу, вносят дестабилизирующее начало. Каждый человек видит смысл жизни в реализации личных планов и целей, в самовыражении, он стремиться к большей свободе действий. Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии сознания людей необходимости совместного существования и соответственно — принятия единых правил, норм, ценностей.

Это противоречие между общими частными интересами каждое общество решает по-разному. В тоталитарных государствах личный интерес низводится до второстепенного и подчиняется общественному. При этом происходит деформация самого общего интереса.

Демократические государства с большим или меньшим успехом пытаются уравновесить два противоположных интереса путем поиска соответствующих социально-политических ниш, в которых тот и другой интересы могли бы получить наивысшее развитие, не ущемляя и не огранивая себя взаимно. Например, путем разграничения гражданского права, призванного создать систему институтов, представляющих единые национально-государственные интересы.

Второе противоречие, определяющее жизнеспособность общества, — противоречие между подвижной, изменчивой природой личных потребностей и интересов и устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его воспроизводства. Решить это противоречие можно по-разному. Можно перекрыть доступ информации или сделать эту информацию, влияющую на мировосприятие индивида дозированной и тем самым затормозить обновление духовного мира. Стабильность, достигаемая принуждением, неизбежно оборачивается замедлением темпов развития и даже деградацией, если прекращается в массовое сознание приток новых идей и в рамках старых социальных институтов нельзя удовлетворить новые потребности и реализовать новые цели.

Индивид с изменившейся, обновленной системой ценностей, взглядов и интересов представляет угрозу старым социальным структурам. Видимо, в обществе должны складываться структуры достаточно гибкие, способные выразить растущее многообразие интересов (например, многопартийность), обеспечить распространение разнообразной информации, создать возможности овладения через систему образования, науки, производства новыми знаниями, умениями, технологиями.

 

9.

Социологию ценности интересуют прежде всего как фактор, играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий.

Ценности выступают как:

· желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, т.е. социального субъекта состояние социальных связей, содержание идей;

· критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности;

· регулируют социальное взаимодействие;

· внутренне побуждают к деятельности.

Регулируются ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Ценности существуют как целостная система.

Каждая система ценностей имеет как бы одно основания. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.

Немалыми различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества; существуют различия и между поколениями. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами людей могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей и свобод.

В стабильных обществах конфликты ценностей решаются в рамках имеющейся культуры. При этом «вечными» остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают «вечные» проблемы с ценностями поколений. Но общество живет, развивается культура, сохраняя свою ценность.

В нашем обществе сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты не могут быть решены в рамках старых представлений и идеалов — это создает реальную угрозу существованию общества. Различие в системе ценностей и идеалов не должно заслонять то общее, что объединяет носителей единой культуры (да и цивилизации). Осознание социально-групповых, классовых интересов не должно вести к их абсолютизации, чему мы следовали долгие годы. Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.