Анализ феноменов переноса, контрпереноса и сопротивления в динамике терапевтического процесса

Сопротивление - сила, преграждающая бессознательному путь в сознание. При выходе подавленного в сознание возникают болезненные переживания и = > сопротивление. Эго клиента напугано возможностью неудовольствия, которое может появиться после исследования подавляемого материала. Чем сильнее угроза со стороны этого материала, тем упорнее Эго цепляется за свои антикатексисы и тем дальше ассоциации клиентов от изучаемого бессознательного материала. Сущ. разные категории с: общий страх перед изменениями; слишком «жесткое» сознание, которое наказывает клиента невротическими страданиями; настойчивое стремление к удовлетворению детских импульсов, которые формируют эмоциональный компонент заболевания; эротический перенос по отношению к терапевту, а также перенос-ненависть к аналитику (последние два - трансферное сопротивление); удовольствия, связанные с отреагированием чувств (вредные привычки и извращения); вторичная выгода от заболевания; бессознательное чувство вины - «я заслужил этого». Этапы работы с сопротивлением: распознание - демонстрация - исследование и последующая его интерпретация - проработка (для преодоления сопротивления Ид). При интерпретации сопротивления важно соблюдение принципов: относиться с уважением и пониманием к этим механизмам как к проявлению силы характера клиента; пациент должен признать и испытать на собственном опыте работу сопротивления и только после этого его можно интерпретировать.

Перенос - клиенты воспринимают аналитика как перевоплощение, игравших важную роль в их детстве, и переносят на них чувства и эмоции, которые были направлены на эти фигуры. Перенос есть трансформацию первоначального невроза в невроз переноса по отношению к аналитику. Его появлению способствуют пассивность терапевта, интерпретация защит и самого переноса, потребность вновь пережить опыт прошлого в настоящем. Почти всегда перенос со временем становиться отрицательным и враждебным , превращаясь т.о. в сопротивление. Это связано с тем, что аналитик отказывается удовлетворять эротические требования клиентов. Возрождение патогенных конфликтов дает аналитикам доступ к большей части подавляемого материала. Анализ переноса может помочь клиенту понять и обрести контроль над импульсами, которые став осознанными, перестают быть всемогущими желаниями ребенка - это есть проработка. При этом следует заботиться о том, чтобы переносы не вышли из под контроля.

Контрперенос -эмоциональная р-ция аналитика на клиента. Изначально он понимался как перенос аналитика на клиента. Два типа контртрансферных р-ций: согласующаяся (терапевт эмпатически переживает эмоциональное состояние клиента) и дополнительная (-«- к-т. значимой личности в жизни клиента). Несколько видов: оборонительная, раздражение, скука, осторожность и такт (бессознательный сговор), слишком конкретное восприятие, эротические. При контрпереносе аналитик должен: принимать во внимание все вопросы своего прошлого и настоящего и их возможное влияние на ход анализа; не принимать на свой счет чувств клиента, не отреагировать контрперенос, а использовать его для подготовки интерпретаций, использовать свой контрпереносный гнев для понимания враждебности клиента, анализировать свои эмоц. р-ции для нахождения «ключей» к динамике клиента, вести поиск согласующегося контрпереноса, когда он на опыте переживает дополнительный.

9. Теории объектных отношений и ее варианты

М. Кляйн:О.О. - отношения с объектом любви/ненависти, а также интрапсих. репрезентация этих отношений (> богата фантазиями, чем реальными отношениями). Это теория социального психоанализа. Изначальное присутствие другого есть условие нормального развития. Эти первым объектом является мать. Рождение есть сильная психол. травма и является причиной появления тревоги. Для защиты от опасностей внешнего мира у него появляются защитные р-ции. Первой появляется проекция и интроекция. Этот период (шизоидно-параноидальная) продолжается 3-4 недели, а затем переходит в депрессивную. Кляйн допускает функционирование хорошо развитых эго и супер-эгно на первом году жизни. Ее система основана на интерпретации бессознательных фантазий, которые являются первоначальным содержанием всех психических процессов и лежат в основе мышления. Уже в первые месяцы жизни ребенок может любит и ненавидеть и в страхе перед своими деструктивными влечениями он приписывает их внешним объектам и в фантазиях проглатывает их, чтобы их разрушить. Противовес этих деструкт. влечений - строгое супер-эго или сознание. В результате возникает множество осложнений - напр. расщепление супер-эго или его непринятие. Она считает, что психосексуальное развитие разворачивается до 1 года жизни. С середины этого периода оральная фрустрация вместе с нарастанием орального садизма являются причинами возникновения эдиповых влечений. Модификация ранних тревог осуществляется благодаря либидо и отношениям к реальным объектам. Начало кормление младенца и присутствие матери инициирует объект-отношение к ней. Вначале орально-деструктивные влечения направлены на материнскую грудь. Но как только он переключает свое внимание на другие объекты, то начинается процесс сублимации и объект-отношений. Любовь, желания, тревоги переносятся от первого и уникального объекта - матери - к другим. Этот первичный объект не только является внешним, но и представляет собой интернализованную «хорошую грудь». Когда наступает тревожно-депрессивное состояние, у эго возникает побуждение к проекции - перенесению желаний, эмоций и т.п. на новые объекты и интересы. Интроекция и проекция играют двойственную роль в отношении к первичному объекту. Младенец проецирует свои либидозные импульсы и приписывает их удовлетворяющей (хорошей) груди, деструктивные вовне - фрустрирующей (плохой) груди. Одновременно с этим посредством этого хорошая и плохая грудь упорядочиваются во внешнем мире => первая становится прототипом всех помогающих и удовлетворяющих объектов, а вторая - наоборот. Кляйн связывает фиксацию и регрессию с инфантильной тревогой. Деструктивные влечения ребенка на оральной и анальной стадиях сопровождаются депрессией и страхом преследования, что и служит причиной фиксации. Она есть защита против тревоги. Регрессия возникает в результате неспособности либидо справиться с деструктивным влечением.

Малер (Развитие младенца как развитие процесса сепарации и индивидуализации). Стадии развития связанные с развитием отношений: а) аутистическая / нормальный аутизм - младенец впадает в спячку - как р-ция на разрыв тесных связей (пуповина). В это время он как-бы игнорирует внешний мир. б) ф. нормального симбиоза (со 2-6 м-ца) - для нормального развития нужен такой опыт в кач-ве профилактики последующей гиперкомпенсации.