Виды исследований.

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящий вид исследования к определенной деятельности.

Наиболее распространенным является деление исследований на такие виды, как:

- фундаментальные и прикладные;

- количественные и качественные;

- уникальные и комплексные.

Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям (табл.1.1.).

Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

 

Табл.1.1.

Участие персонала Организованность Цель исследования Степень научности (методологическое обеспечение) Информационное обеспечение Ресурсы Время
Индивидуальное Спонтанное Практическая Эмпирическое, прагматическое На основе внутренней информации Незначительные Непродолжительное
Коллек-тивное Организованное Научно- практическая (образовательная) Привлечение научного аппарата Концептуальное информационное обеспечение Значительные Продолжительное

Исследования различают по участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными, либо коллективными.

Например, при проведении системного анализа, важное значение приобретает коллектив исполнителей. В состав группы по проведению системного анализа должны входить:

• специалисты в области системного анализа - руко­водители группы и будущие руководители проектов;

• инженеры по организации производства;

• экономисты, специализирующиеся в области эконо­мического анализа, а также исследователи организа­ционных структур и документооборота;

• специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники;

• психологи и социологи.

По степени организованности они могут быть спонтанными или организованными.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные).

Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата - прикладные, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня - научно-практические.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат, а могут носить научно-теоретический характер, если они позволяют выявить тенденции, закономерности в развитии каких-либо процессов, явлений.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Различаются исследования по использованию ресурсов, и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие требующие значительных затрат ресурсов.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

В зависимости от решаемых задач различают три основных типа исследования: разведывательное, описа­тельное и аналитическое.

Разведывательное исследование(его иногда называют пило­тажным или зондажным) - наиболее простой тип исследования, имеющий целью получить оперативную информацию.

Разновидностью разведыватель­ного социологического исследования является экспресс-опрос, задача которого - выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения).

Опросы к тому же могут быть массовыми (опрашиваются все управленческие работники или все исполнители) или экспертными (опрашиваются только компетентные в данном вопросе специалисты).

Описательное исследование - более сложный тип исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

Аналитическое исследование - самый глубокий тип исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-след­ственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования - это эксперимент, который служит не столько методом сбора информации, сколь­ко проверкой выдвинутой гипотезы.

Процесс совершенствования управления всегда предусматри­вает выбор того или иного типа исследования. Это позволяет по­лучить больший эффект.

В практике управления встречаются все эти типы исследований.