Активизация творческой деятельности персонала по обеспечению управления качеством

Приоритетной задачей управления качеством является повыше­ние творческой активности каждого члена коллектива и подразделе­ний по обеспечению качества, в противном случае предприятию в условиях рынка и конкуренции трудно выжить. При активизации творческой деятельности каждому работнику необходимо учитывать, что любой труд должен включать: 1) собственно труд, 2) работу мыс­ли (творческий труд) и 3) удовлетворение трудом (социальный фак­тор). Очевидно, что в труде большинства производственных рабочих второй и третий факторы нередко отсутствуют.

На предприятиях, особенно это относится к производству слож­ной продукции, всем звеньям управления следует обеспечить работ­никам возможность использовать в работе творческий подход и удов­летворение своим трудом. Руководители должны понимать, что труд, как и личность работающего, индивидуален, требует уважения, соот­ветствующей оплаты и признания. Следует больше внимания уделять индивидуальной активизации труда работников именно на этой ос­нове, поощряя в каждом творческий потенциал, интерес к труду, личную и групповую ответственность за выполнение работы. Вместе с тем нужно создавать соревновательный дух внутри групп работаю­щих и между различными группами.

Для повышения и обеспечения качества важно инициировать ак­тивизацию инновационных процессов повышения и обеспечения каче­ства на всех стадиях жизненного цикла продукции. Среди условий и факторов, формирующих у каждого работающего на предприятии позитивную инициацию этих процессов, следует выделить:

• занимаемую работником должность, его права, обязанности и знание цели своего труда;

• уровень образования и культуры (общей, технологической и производственной);

• личные свойства (качества) и цели на ближайшее время и пер­спективу;

• ситуацию и обстановку на предприятии (в том числе условия труда, отношение собственности, социально-психологическую атмосферу, научно-технические, экономические, социальные, организационные и другие условия);

• состояние внешней среды (ситуацию и обстановку за пределами предприятия).


Создание благоприятных мотивационных условий зависит от ор­ганизационных форм их использования. Как показывает практика и опыт фирм Японии, США, других промышленно развитых стран, одной из таких форм является создание различных кружков, объеди­няющих работников для решения конкретных задач в области произ­водства. Положительный опыт в организации и функционировании аналогичных кружков накоплен в процессе обеспечения КП. В Япо­нии такие кружки получили дальнейшее развитие и расширили сфе­ру своей деятельности, что обусловило их преобразование в кружки качества и производительности.

Применительно к решению проблемы повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности, т.е. проблемы более сложной, чем только обеспечение качества в процессе производства, в концеп­цию организационно-структурной мотивации деятельности работни­ков, независимо от организационно-правовой формы предприятий, следует заложить следующее:

1) создание в рамках организационной структуры управления
предприятия и/или в структурах взаимосвязанных и взаимодейст­
вующих объединений предприятий (например, при кооперации или
связанных с проведением НИР и проектно-конструкторских работ)
групп качества и конкурентоспособности, представляющих специ­
фические общественные организационно-структурные формирова­
ния работников одного или нескольких подразделений;

2) главной целью создания групп качества является активизация ра­
бот по поиску и реализации путей повышения и обеспечения качества и
конкурентоспособности выпускаемой продукции для достижения гене­
ральной цели деятельности всего предприятия (как правило, это удовле­
творение запросов потребителей на основе получения прибыли);

3) привлечение к участию в группах максимально возможного
числа работающих;

4) принципы создания и функционирования групп:

• добровольность, когда объединяются для решения конкретных задач, как правило, 3-12 человек (большее число работников менее результативно);

• коллективное участие в выборе задач по повышению качества и конкурентоспособности продукции (на всех стадиях ее жизнен­ного цикла);

• реальная поддержка со стороны руководства предприятия и соз­дание всех необходимых условий для эффективной работы групп и мотивации их деятельности;

• само- и взаиморазвитие;

• систематическое воспитание, обучение и повышение профес­сионального уровня каждого члена группы;

• учет результатов работы каждого члена группы при установлении ста­вок, надбавок к оплате труда, а также при должностном продвижении;


• формирование атмосферы творчества и соревновательности в группах и между группами;

• широкое использование прогрессивных методов повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности;

• активность работы и непрерывного функционирования;

• осознанное понимание целей и необходимости повышения и обеспечения высокого качества и конкурентоспособности про­дукции;

• взаимосвязь деятельности членов группы со своими рабочими функциями;

• широкое освещение в средствах внутрифирменной информации достижений групп качества;

5) общее организационное иметодическое руководство группами осуществляют менеджеры предприятия и специально создаваемый совет по группам качества или научно-технический совет предпри­ятия. Для координации и организации работ в группах качества целе­сообразно сформировать четкую ОСУ (рис. 3.4.3), определив при этом головное подразделение из числа действующих на предприятии (например, отдел качества, отдел организации управления).

Рис. 3.4.3. Организационная структура управления группами качества и конкурентоспособности на предприятии


В конечном счете успех деятельности групп качества во многом зависит от массовости участия работающих, которая может быть обеспечена планомерной, кропотливой работой менеджеров. При этом важно стимулировать работу групп «сверху», ненавязчиво на­правляя их творческий потенциал на решение наиболее важных задач для достижения целей предприятия. Непереоценимую роль в активи­зации работ в области качества и конкурентоспособности играет мо­тивация труда всех сотрудников. Необходимо создавать такие усло­вия, чтобы каждый работник чувствовал себя нужным, востребован­ным; понимал, что его труд почетен и что за высококачественную работу он будет уважаем и достаточно хорошо вознагражден. Только в этом случае работающий будет требовательно относиться к качеству своего и чужого труда. Примерно по этому поводу выдающийся рус­ский философ И.А. Ильин в своей книге «Путь духовного обновле­ния» в середине 1930-х гг. отмечал, что важно «...чтобы полезный и продуктивный труд реально обогащал трудящегося, чтобы масса жи­во чувствовала поощряющее влияние частной собственности, а также успешность и почетность труда».

За рубежом (в Японии, США и других странах) вопросам мотива­ции качества уделяют серьезное внимание, в том числе создают усло­вия для состязательности между работниками, коллективами (в том числе между группами качества), предприятиями. Это стало заметно в 1980-1990-е гг. и определило проведение различного рода конкур­сов по КП и соответственное присуждение премий. В мировой прак­тике присуждаются престижные премии за качество, например при­зы «Золотой глобус» Фонда содействия Востоку, «Золотая звезда за качество» Клуба менеджеров торговли (в него входят представители 120 стран), «За высокое качество на мировом уровне» Всемирного клуба предпринимателей, Европейская премия за качество, присуждаемая с 1990 г., премия Малькольма Болдриджа (США), присуждаемая с 1987 г., Приз Эдвардса Деминга (Япония), присуждаемый промышленным предприятиям за достижения в области качества с 1951 г., Шведская национальная премия за качество.

В СССР за достижения в области качества награждались Государ­ственной премией, в России с 1993 г. проводятся общественные кон­курсы на звание «Лучший менеджер по качеству» и др. Однако в про­ведении подобных конкурсов и присуждении призов и премий за вы­сокое качество должны участвовать не только общественные органи­зации, но и государственные органы, так как это может стать эффек­тивным средством активизации работ по повышению и обеспечению качества в стране. Следует отметить, что в 1996 г. для предприятий учреждены также ежегодные Государственные премии в области ка­чества, а с 1997 г. введены премии Правительства РФ. Безусловно,


это положительно влияет на адаптацию российских товаров к усло­виям конкуренции отечественного и мирового рынков.

Премии, призы и конкурсы в области качества следует диффе­ренцировать по уровням управления страной, включая: федераль­ный, региональный, городской, районный, предприятия (организа-ции). Критериями награждения могут бы ть удовлетворенность потре-бителей продукцией, безопасность и экологичность продукции, воз­действие на общество и т.п. Премии за качество не гарантируют сбыт продукции, но позволяют повысить эффективность маркетинговых работ. В конечном счете это увеличит объем продаж продукции пре­мированного предприятия. Кроме того, участие в конкурсах на полу­чение премии качества требует самооценки и проверки со стороны предприятия своей системы управления качеством.