Активизация творческой деятельности персонала по обеспечению управления качеством
Приоритетной задачей управления качеством является повышение творческой активности каждого члена коллектива и подразделений по обеспечению качества, в противном случае предприятию в условиях рынка и конкуренции трудно выжить. При активизации творческой деятельности каждому работнику необходимо учитывать, что любой труд должен включать: 1) собственно труд, 2) работу мысли (творческий труд) и 3) удовлетворение трудом (социальный фактор). Очевидно, что в труде большинства производственных рабочих второй и третий факторы нередко отсутствуют.
На предприятиях, особенно это относится к производству сложной продукции, всем звеньям управления следует обеспечить работникам возможность использовать в работе творческий подход и удовлетворение своим трудом. Руководители должны понимать, что труд, как и личность работающего, индивидуален, требует уважения, соответствующей оплаты и признания. Следует больше внимания уделять индивидуальной активизации труда работников именно на этой основе, поощряя в каждом творческий потенциал, интерес к труду, личную и групповую ответственность за выполнение работы. Вместе с тем нужно создавать соревновательный дух внутри групп работающих и между различными группами.
Для повышения и обеспечения качества важно инициировать активизацию инновационных процессов повышения и обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. Среди условий и факторов, формирующих у каждого работающего на предприятии позитивную инициацию этих процессов, следует выделить:
• занимаемую работником должность, его права, обязанности и знание цели своего труда;
• уровень образования и культуры (общей, технологической и производственной);
• личные свойства (качества) и цели на ближайшее время и перспективу;
• ситуацию и обстановку на предприятии (в том числе условия труда, отношение собственности, социально-психологическую атмосферу, научно-технические, экономические, социальные, организационные и другие условия);
• состояние внешней среды (ситуацию и обстановку за пределами предприятия).
Создание благоприятных мотивационных условий зависит от организационных форм их использования. Как показывает практика и опыт фирм Японии, США, других промышленно развитых стран, одной из таких форм является создание различных кружков, объединяющих работников для решения конкретных задач в области производства. Положительный опыт в организации и функционировании аналогичных кружков накоплен в процессе обеспечения КП. В Японии такие кружки получили дальнейшее развитие и расширили сферу своей деятельности, что обусловило их преобразование в кружки качества и производительности.
Применительно к решению проблемы повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности, т.е. проблемы более сложной, чем только обеспечение качества в процессе производства, в концепцию организационно-структурной мотивации деятельности работников, независимо от организационно-правовой формы предприятий, следует заложить следующее:
1) создание в рамках организационной структуры управления
предприятия и/или в структурах взаимосвязанных и взаимодейст
вующих объединений предприятий (например, при кооперации или
связанных с проведением НИР и проектно-конструкторских работ)
групп качества и конкурентоспособности, представляющих специ
фические общественные организационно-структурные формирова
ния работников одного или нескольких подразделений;
2) главной целью создания групп качества является активизация ра
бот по поиску и реализации путей повышения и обеспечения качества и
конкурентоспособности выпускаемой продукции для достижения гене
ральной цели деятельности всего предприятия (как правило, это удовле
творение запросов потребителей на основе получения прибыли);
3) привлечение к участию в группах максимально возможного
числа работающих;
4) принципы создания и функционирования групп:
• добровольность, когда объединяются для решения конкретных задач, как правило, 3-12 человек (большее число работников менее результативно);
• коллективное участие в выборе задач по повышению качества и конкурентоспособности продукции (на всех стадиях ее жизненного цикла);
• реальная поддержка со стороны руководства предприятия и создание всех необходимых условий для эффективной работы групп и мотивации их деятельности;
• само- и взаиморазвитие;
• систематическое воспитание, обучение и повышение профессионального уровня каждого члена группы;
• учет результатов работы каждого члена группы при установлении ставок, надбавок к оплате труда, а также при должностном продвижении;
• формирование атмосферы творчества и соревновательности в группах и между группами;
• широкое использование прогрессивных методов повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности;
• активность работы и непрерывного функционирования;
• осознанное понимание целей и необходимости повышения и обеспечения высокого качества и конкурентоспособности продукции;
• взаимосвязь деятельности членов группы со своими рабочими функциями;
• широкое освещение в средствах внутрифирменной информации достижений групп качества;
5) общее организационное иметодическое руководство группами осуществляют менеджеры предприятия и специально создаваемый совет по группам качества или научно-технический совет предприятия. Для координации и организации работ в группах качества целесообразно сформировать четкую ОСУ (рис. 3.4.3), определив при этом головное подразделение из числа действующих на предприятии (например, отдел качества, отдел организации управления).
Рис. 3.4.3. Организационная структура управления группами качества и конкурентоспособности на предприятии
В конечном счете успех деятельности групп качества во многом зависит от массовости участия работающих, которая может быть обеспечена планомерной, кропотливой работой менеджеров. При этом важно стимулировать работу групп «сверху», ненавязчиво направляя их творческий потенциал на решение наиболее важных задач для достижения целей предприятия. Непереоценимую роль в активизации работ в области качества и конкурентоспособности играет мотивация труда всех сотрудников. Необходимо создавать такие условия, чтобы каждый работник чувствовал себя нужным, востребованным; понимал, что его труд почетен и что за высококачественную работу он будет уважаем и достаточно хорошо вознагражден. Только в этом случае работающий будет требовательно относиться к качеству своего и чужого труда. Примерно по этому поводу выдающийся русский философ И.А. Ильин в своей книге «Путь духовного обновления» в середине 1930-х гг. отмечал, что важно «...чтобы полезный и продуктивный труд реально обогащал трудящегося, чтобы масса живо чувствовала поощряющее влияние частной собственности, а также успешность и почетность труда».
За рубежом (в Японии, США и других странах) вопросам мотивации качества уделяют серьезное внимание, в том числе создают условия для состязательности между работниками, коллективами (в том числе между группами качества), предприятиями. Это стало заметно в 1980-1990-е гг. и определило проведение различного рода конкурсов по КП и соответственное присуждение премий. В мировой практике присуждаются престижные премии за качество, например призы «Золотой глобус» Фонда содействия Востоку, «Золотая звезда за качество» Клуба менеджеров торговли (в него входят представители 120 стран), «За высокое качество на мировом уровне» Всемирного клуба предпринимателей, Европейская премия за качество, присуждаемая с 1990 г., премия Малькольма Болдриджа (США), присуждаемая с 1987 г., Приз Эдвардса Деминга (Япония), присуждаемый промышленным предприятиям за достижения в области качества с 1951 г., Шведская национальная премия за качество.
В СССР за достижения в области качества награждались Государственной премией, в России с 1993 г. проводятся общественные конкурсы на звание «Лучший менеджер по качеству» и др. Однако в проведении подобных конкурсов и присуждении призов и премий за высокое качество должны участвовать не только общественные организации, но и государственные органы, так как это может стать эффективным средством активизации работ по повышению и обеспечению качества в стране. Следует отметить, что в 1996 г. для предприятий учреждены также ежегодные Государственные премии в области качества, а с 1997 г. введены премии Правительства РФ. Безусловно,
это положительно влияет на адаптацию российских товаров к условиям конкуренции отечественного и мирового рынков.
Премии, призы и конкурсы в области качества следует дифференцировать по уровням управления страной, включая: федеральный, региональный, городской, районный, предприятия (организа-ции). Критериями награждения могут бы ть удовлетворенность потре-бителей продукцией, безопасность и экологичность продукции, воздействие на общество и т.п. Премии за качество не гарантируют сбыт продукции, но позволяют повысить эффективность маркетинговых работ. В конечном счете это увеличит объем продаж продукции премированного предприятия. Кроме того, участие в конкурсах на получение премии качества требует самооценки и проверки со стороны предприятия своей системы управления качеством.