ПОКАЗАТЕЛИ МЕХАНИКИ ДЫХАТЕЛЬНОГО АКТА
ФОРСИРОВАННАЯ ЖЕЛ - измерение ЖЕЛ как обычно, по при условии максимально быстрого форсированною выдоха. В норме форсированная ЖЕЛ меньше обычной на 100 -300 мл.
ОБЪЕМ ФОРСИРОВАННОГО ВЫДОХА ЗА 1 СЕК. (ОФВ I) - объем воздуха, изгоняемый максимальным усилием из легких в течение 1 секунды выдоха после глубокого вдоха. Этот показатель отражает состояние крупных дыхательных путей, в норме не менее 75% ЖЕЛ.
ИНДЕКС ТИФФНО - частное от деления ОФВ 1 на форсированную ЖЕЛ, выраженное в %. В норме не менее 70%. При ухудшении бронхиальной непроходимости значения индекса Тиффно снижаются.
Функциональные пробы ДС:
ПРОБА РОЗЕНТАЛЯ - для оценки выносливости дыхательной мускулатуры, заключается в пятикратном измерении ЖЕЛ и с интервалами отдыха в 15 секунд.
Оценка:
«хорошо» - величина ЖЕЛ к последнему измерению увеличивается больше, чем на 300 мл,
«удовлетворительно» - величина ЖЕЛ колеблется в пределах 300 мл,
«неудовлетворительно» - функциональных возможностей системы внешнего дыхания.
ДИНАМИЧЕСКАЯ СПИРОМЕТРИЯ - измерение ЖЕЛ до и после дозированной нагрузки = 2-3 мин. бег с частотой 180 шагов/мин.
Используется для оценки соответствия кровотока вентиляции легких.
При снижении функциональных возможностей системы внешнего дыхания значения ЖЕЛ уменьшаются более чем па 300 мл.
Пневмотахометрия - метод определения скорости воздушной струи при максимально быстром вдохе и выдохе, а, следовательно, (согласно закону Пуазейля), и пропускной способности бронхиального древа. В норме мощность выдоха и вдоха больше или равна мощности вдоха. У здоровых мужчин нормальной проходимостью бронхов мощность выдоха и вдоха составляет 3,5-5,5 л/с, у женщин = 3-3,8 л/с.
Билет 6. 1.Характеристика основных групп задач и средств АФК
Общие задачи: образовательные, оздоровительные и воспитательные, главные из них: укрепление здоровья и содействие нормальному развитию; обучению техники жизненноважных движений: гармоничное развитие физических качеств: воспитание личностных качеств - нравственных к волевых; формирование теоретических знаний по физической культуре и спорту: воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями: выполнять оздоровительные программы, включающие необходимый объем физической нагрузки.
Группы задач - специальные (специфические)
а) коррекционные - направленные на коррекцию техники основных движений и двигательных актов: коррекция и развитие сенсорных систем:
коррекция координационных способностей - согласованности движений отдельных звеньев тел, ориентировки в пространстве, дифференцировки мышечных усилий, точности движений, ритмичности, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации;
б) компенсаторные:
- компенсация утраченных или нарушенных функций формирования новых видов движений за счет сохранных функций
в) лечебно-профилактические:
профилактика и лечение соматических нарушений осанки, плоскостопия, дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
- профилактика простудных и инфекционных заболеваний и травматизма;
- лечение и коррекция психических нарушений.
Характеристика основных средств При занятиях различными видами АФК применяются следующие группы средств.
1. Физические упражнения Общего и специфического воздействия, которые можно классифицировать:
- по степени самостоятельного выполнения: активного, пассивного, с поддержкой, страховкой, тактильным сопровождением движений, с опорой на костыли, палку, с помощью протезов, ортезов и технических устройств, в ходунках, коляске и т. д.
- по лечебному воздействию: упражнения на восстановление функций паретичных мышц, опорности, подвижности в суставах, упражнения, стимулирующие рефлексы, трофические процессы, функции дыхания, кровообращения;
по интеграции междисциплинарных.связей, художественно-музыкальные, хореографические, упражнения ритмопластики, апликация, макроме. рисование и др. По целевой направленности:
- общеразвивающие
- рекреационные;
- лечебные;
коррекционные:
спортивные;
- профессионально-подготовительные
2 группа средств - естественно-средовые факторы:
- использование воды;
- накаливание
Для инвалидов: купание, плавание, ходьба босиком по траве, песку. гальке, туризм, прогулки пешком, на коляске: Воздушные ванные: благотворно влияют на весь организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение, обмен веществ и увеличивают сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям.
С вето воздушные ванны как средство закаливания, которые полезно считать с хождением босиком, по траве, земле и т. д.
3 группа средств - тренажеры и тренажерные устройства а) тренажеры комплексного воздействия «Кавказец». «Грация». «Здоровье». «Наклонная доска». «Верхняя тяга». «Мотоцикл». «Многофункциональный тренажер Бубновского (МТБ - I, 2. 3) и др;
б) тренажеры локального воздействия - экспандеры, мини-гантели, гантели;
в) императивные тренажеры и приспособления, воздействующие на развитие звеньев тела
4 группа - психорегулирующие (аутотренинг);
средства психокоррекции: волевые упражнения, самоприказы, самовнушения;
- психологическая (коррекция) релаксация;
- мышечная релаксация;
- методы в адаптивно-физической культуре.
Задачи, решаемые на занятиях по адаптивной физической культуре, реализуются с помощью большого числа методов и методических приемов. Особенности организации занятий для лиц со слуховыми, зрительными дефектами, с умственной отсталостью; при поражении опорно-двигательного анализатора требуют адекватного подбора методов.
Билет 6. 2.Комплексная реабилитация больных с заболеваниями органов дыхания на амбулаторно-поликлиническом этапе
Амбулаторно-поликлинический этап.
Цель: восстановление социально-трудового статуса.
Задачи:
1. увеличение толерантности к физической нагрузке,
2. увеличение функциональных резервов ССС и дыхательной
системы,
3. тренировка основных и вспомогательных дыхательных мышц.
Содержание амбулаторно-поликлинического этапа: ЛГ, ФТЛ, лечебный массаж.
Схема процедур ЛГ.
Вводная часть. ИП: стоя, в движении; Содержание: ОРУ, правильное дыхание в ходьбе и беге; Дозировка: 3-5 мин.; ОМУ: темп средний; Целевая установка: подготовка всего организма и дыхательной системы к нагрузке в основной части.
Основная часть. ИП: сидя, стоя; Содержание: дыхательная гимнастика по Стрельниковой, по Бутейко; Дозировка: 20 мин.; ОМУ: следить за правильностью дыхания; Целевая установка: борьба с гипервентиляцией.
Заключительная часть: ИП: стоя; Содержание: глубокое спокойное дыхание; Дозировка: 1-2 мин.; ОМУ: темп медленный;Целевая установка: нормализация дыхания. ФТЛ: - ингаляционная аэройонотерапия; электрофорез со спазмолитиками; фототерапия грудной клетки. Массаж воротниковой зоны и грудной клетки
Билет 6. 3.Нормативно- правовая база врачебного контроля в адаптивной физической культуре
В настоящее время основным документом, регламентирующим развитие и совершенствование системы медицинского обеспечения физической культуры и спорта, профилактики заболеваний и /ры и реабилитации больных и инвалидов средствами физической 1ных культуры, является приказ Министерства здравоохранения 1енноеРоссийской Федерации № 337 от 20 августа 2001 г. «О мерах 1виж- по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной позе медицины и лечебной физкультуры».
В приказе отмечается, что сложившаяся в стране система медицинского обеспечения физической культуры и спорта в течение последних 10 лет пережила определенный период реорганизации, связанный как с серьезными финансовыми трудностями отрасли, так и с ликвидацией и изменением организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций, некоторых специализированных лечебно профилактических учреждений.
Часть врачебно-физкультурных диспансеров преобразована в центры медицинской профилактики с сохранением за ними в том числе функций медицинского обеспечения физической культуры и спорта, лечения и реабилитации больных и инвалидов средствами физкультуры и спорта. Организационное и методическое руководство и координация деятельности организаций здравоохранения по лечебной физкультуре и спортивной медицине, взаимодействие со спортивными организациями и научно-медицинскими общественными ассоциациями по специальности возложено на созданный в 1 997 г. Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины Министерства здравоохранения РФ. Принятие в 1999 г. Федерального закона РФ «О физической культуре и спорте в РФ? (Собрание законодательства РФ, 1999. № 1 8. ст. 2206) существенно усилило правовую базу укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний с применением физкультурно-оздоровительных методик и развития спорта в стране, создало условия для большей координации в этом направлении совместив деятельности всех заинтересованных организаций.
Вместе с тем ряд проблем по медицинскому обеспечению лиц занимающихся физкультурой и спортом, укреплению здоровья спортсменов, повышению физической активности и профилактике заболеваний среди всего населения требуют более последовательного и энергичного решения.
Билет 7. 1. АФК в специально-коррекционных учреждениях I-VIII видов
(урочные, внеурочные формы занятий, уроки ритмики, мелкой моторики)
В структуру АФК входят: АФВ, АДР, АС, ФР.
Основная форма организованных занятий во всех видах АФК - урочная форма.
Уроки подразделяются на (по направленности):
- образовательные (формирование спец. знаний, обучения разным двигательным умениям);
- коррекционно-развивающие (развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, сенсорных систем и психических функций);
- оздоровительные (коррекция осанки, плоскостопия, профилактика соматических заболеваний, укрепления СС и ДС);
- лечебной направленности (лечение, восстановление, компенсация утраченных / нарушенных функций);
- спортивной направленности (совершенствование физической, технической, психической, волевой, теоретической подготовки в ИВС);
- рекреационной направленности (для организованного досуга).
Наиболее типичными для детей с ограниченными функциональными способностями являются комплексные уроки.
Неурочные формы (особенности):
- не регламентированы: временем, местом проведения, количеством участников, их возрастом;
- могут проводиться совместно со: здоровыми, родителями, добровольцами, включать детей с различными двигательными нарушениями.
Цель: удовлетворение потребностей детей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации.
АФВ является обязательной дисциплиной во всех 8 видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Формы АФВ: ¾ уроки ФК; ¾ уроки ритмики (в младших классах); ¾ физкультминутки на общеобразовательных уроках.
АДР осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий.
Формы АДР: ½ в режиме дня (УГГ, организованные игры на переменах, спортивный час после уроков); ½ внеклассная (рекреативные оздоровительные занятия в школе на добровольной основе, физкультурные праздники, прогулки, дни здоровья);
½ во внешкольное время (занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях; занятия и игры в семье; занятия в реабилитационных центрах; занятия в семейно-оздоровительных клубах; самостоятельные занятия).
АСимеет 2 направления:
- рекреационно-оздоровительный спорт - в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (тренировочные занятия и соревнования);
- спорт высших достижений - реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе Спец. Олимпийского, Паралимпийского движения.
ФР- формы: ¾ уроки ЛФК в школе; ¾ занятия ЛФК в лечебных учреждениях.
Уроки ритмики приемлемы для учреждений всех 8 видов, особенно большое значение - в школах III-IV видов для детей слабовидящих, слепых и поздно ослепших, у которых слух развит лучше и является основным анализатором.
Уроки мелкой моторики рук наибольшее значение имеют в учреждениях V-VIII видов.
Для коррекции нарушений мелкой моторики рук, формирования координации, силы и произвольности движений пальцев можно рекомендовать: • игровые комплексы самомассажа; • работу с пластилином и газетной бумагой; • статические игры с пальчиками; • игры с изолированными движениями пальцев рук; • динамические игры с последовательно производимыми меткими движениями; • чтение стихов, которое сопровождается определенными движениями и положениями кистей и пальцев рук.
Все предлагаемые виды деятельности выполняются с учетом индивидуальных речевых и двигательных возможностей. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие этих движений занимает важное место в системе предупреждения и преодоления речевых нарушений.
Коррекционная работа начинается с игр и упражнений, направленных на развитие определенных групп мышц. Детям предлагается повторить вслед за взрослым строки стихотворения, выполняя при этом определенные движения. Такие задания могут быть использованы и для коррекции двигательной памяти.
Параллельно - обучение детей элементам самомассажа кистей и пальцев рук (вид пассивной гимнастики). По мере обучения задание усложняется: необходимо действовать одной рукой, большим пальцем, указательным пальцем, разглаживать лист тыльной и ладонной сторонами кисти и т. д.