Социально-философские учения Древнего Востока
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
- VII в. до н.э. - III в. н.э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
- III - XIX вв. н.э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н.э.) и его влияние на национальные философские школы;
- ХХ в. н.э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
- даосизм;
- конфуцианство;
- легизм.
Меньшее распространение получили:
- моизм;
- натурфилософия;
- номинализм.
После проникновения в Китай буддизма (III в. н.э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:
- чаньбуддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем);
- неодаосизм;
- неоконфуцианство.
В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности, идеями:
- христианской религии;
- марксизма;
- ведущих европейских философов;
- американской философии прагматизма.
Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:
- восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;
- понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
- осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
- восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
- консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
- не выделение отдельной человеческой личности из коллектива;
- осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда - уважение и трепет перед организующей силой - государством;
- восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
- конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и не деянию;
- понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);
- восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
- уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).