Социально-философские учения Древнего Востока

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

- VII в. до н.э. - III в. н.э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

- III - XIX вв. н.э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н.э.) и его влияние на национальные философские школы;

- ХХ в. н.э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

- даосизм;

- конфуцианство;

- легизм.

Меньшее распространение получили:

- моизм;

- натурфилософия;

- номинализм.

После проникновения в Китай буддизма (III в. н.э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

- чаньбуддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем);

- неодаосизм;

- неоконфуцианство.

В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности, идеями:

- христианской религии;

- марксизма;

- ведущих европейских философов;

- американской философии прагматизма.

Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:

- восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;

- понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;

- осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

- восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

- консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

- не выделение отдельной человеческой личности из коллектива;

- осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда - уважение и трепет перед организующей силой - государством;

- восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

- конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и не деянию;

- понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);

- восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

- уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).