Функции философии
Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
- критическую;
- мировоззренческую;
- методологическую;
- мыслительно-теоретическую (систематизирующую);
- гносеологическую;
- аксиологическую;
- социальную;
- воспитательно-гуманитарную;
- прогностическую;
- интегративную;
- гуманистическую.
Роль критической функции- подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая (систематизирующая) функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Также функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов конкретных наук.
Гносеологическая- одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть «ситом», через которое пропускается все нужное, ценное и полезное и отбрасывается тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX - начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция- объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Интегративная функция - обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (т.е. практического, познавательного, ценностного опытов).
Гуманистическаяфункция философии проявляется в предельно внимательном отношении к человеку.