Анализ деловой активности в организации.
Деловая активность предприятий является одним из центральных факторов эффективности рыночной экономики. В условиях рыночных отношений деятельность предприятий по выпуску и реализации продукции, в основном, определяется соотношением между спросом и предложением на продукцию. Следовательно, выпуск продукции, соответствующей общественным и личным потребностям, поиск потребителей являются одной из главных задач, стоящих перед предприятием. В связи с этим, развитие деловой и рыночной активности предприятия предопределяет уровень его финансового состояния.
На уровне предприятия деловая активность чаще всего рассматривается как результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства[1]. Такое определение практически смыкает понятие деловой активности и эффективности работы.
Анализ и оценка деловой активности осуществляется на качественном и количественном уровнях. Анализ на качественном уровне предполагает оценку деятельности предприятия по неформальным критериям: широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей, долгосрочных договоров купли-продажи, имидж, торговая марка и пр. Данные критерии целесообразно сопоставлять с аналогичными параметрами других хозяйствующих субъектов, действующих в данной отрасли или сфере бизнеса. Количественные критерии деловой активности характеризуются системой абсолютных и относительных показателей. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объём реализованной продукции, товаров, работ, услуг, прибыль, величину авансируемого капитала, оборотных средств, денежных потоков и др. Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (месяцев, кварталов, лет).
Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости.
Если стратегическая цель функционирования организации - динамичное, эффективное и рациональное развитие, то говорят об активной позиции организации в ведении бизнеса. Основным, характеризующим такую позицию признаком, является деловая активность. Анализ деловой активности - отдельный блок в системе комплексного финансового анализа деятельности организации. В большинстве случаев его проводит во взаимосвязи с другими направлениями анализа финансовый менеджер. Таким образом, с одной стороны деловая активность характеризует отдельную сторону финансово-хозяйственной деятельности организации, а с другой стороны позволяет дополнить и уточнить данные анализа финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, рентабельности.
Большой интерес для лиц, принимающих участие в анализе: сотрудника бухгалтерской службы, финансового менеджера, другого заинтересованного пользователя финансовой отчетности, представляет методика проведения количественных расчетов, а также основные выводы, которые можно сделать по их результатам.
Информационной базой для количественного анализа деловой активности традиционно является бухгалтерская отчетность организации. Для целей внутреннего анализа могут также использоваться данные синтетического и аналитического учета.
Начиная с 2000 г. организации могут самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности, предназначенной для учредителей, участников организации, собственников имущества, органов государственной статистики, органов исполнительной власти, банков и иных пользователей, с тем, чтобы она давала достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении, его изменениях и финансовых результатах деятельности.
Показатели оборачиваемости показывают, сколько раз за анализируемый период оборачиваются те или иные активы предприятия. Обратная величина, помноженная на 360 дней (или количество дней в анализируемом периоде), указывает на продолжительность одного оборота этих активов. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. А увеличение скорости оборота средств отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия.
Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия. Для этого рассчитываются показатели оборачиваемости, дающие наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности.
Коэффициент общей оборачиваемости активов показывает, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий доход. Рассчитывается путем деления объема чистой выручки от реализации на среднюю за период величину стоимости активов.
Между оборотным капиталом и объемом реализации существует определенная зависимость. Слишком малый объем оборотного капитала ограничивает сбыт, слишком большой - свидетельствует о недостаточно эффективном использовании оборотных средств. Как определить оптимальное соотношение оборотного капитала и объема реализации? Это соотношение помогает найти коэффициент оборачиваемости оборотного капитала. Для каждого предприятия он индивидуален и, если он определен, то необходимо его значение поддерживать на оптимальном уровне. Найти его достаточно просто - если предприятие при данном значении коэффициента постоянно прибегает к использованию заемного капитала, то значит, эта скорость оборачиваемости оборотного капитала генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности. И наоборот, если при постоянном объеме реализации или его увеличении предприятие получает достаточный доход, то считается, что достигнута эффективная скорость оборота оборотного капитала.
Для оценки деловой активности используется «золотое правило экономики», в соответствии, с которым является оптимальным следующее соотношение темповых показателей:
ТРБ > ТQP > ТB > 100%,
где ТРБ - темпы роста балансовой прибыли,
ТQP - темпы роста объема реализации,
ТB - темпы роста суммы активов (основного и оборотного капитала) предприятия.
Соблюдение «золотого правила» означает:
во-первых,прибыль увеличивается более высокими темпами, чем объем продаж продукции, что свидетельствует об относительном снижении издержек производства и обращения;
во-вторых,объем продаж возрастает более высокими темпами, чем активы (капитал) предприятия, то есть ресурсы предприятия используются более эффективно;
наконец, в-третьих, экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.
Второе направление оценки деловой активности - анализ и сравнение эффективности использования ресурсов коммерческой организации. Известно множество показателей, применяемых в ходе такого анализа. Обычно логика обособления подобных показателей такова. Любое предприятие имеет три вида основных ресурсов: материальные, трудовые и финансовые. В данном случае под материальными ресурсами чаще всего понимают материально-техническую базу предприятия, причем для финансового менеджера интерес представляет, прежде всего, не их состав и структура, рассматриваемые с позиции технологического процесса (это сфера интересов линейных руководителей и менеджеров по производству), но величина финансовых вложений в эти активы.
Этот коэффициент имеет очевидную экономическую интерпретацию, показывая, сколько рублей выручки от реализации приходится на один рубль вложений в основные средства. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция. Выполняя пространственно-временные сопоставления, необходимо отдавать себе отчет в том, какие исходные данные были использованы для расчета. Чаще всего используются балансовые оценки, а, как известно, отчетность периодически меняется. В частности, в минувшие годы выручка показывалась совместно с НДС и акцизами, а основные средства в балансе приводились по первоначальной или восстановительной стоимости. В прежние годы показатель фондоотдачи обычно рассчитывали, используя первоначальную стоимость основных средств, теперь все чаще для этой цели берется остаточная стоимость[2].
Однако если деятельность предприятия требует значительного вложения средств (капитала), которые могут окупиться и принести выгоду лишь в более или менее длительной перспективе, то вероятны отклонения от этого "золотого правила". Тогда эти отклонения не следует рассматривать как негативные. К причинам возникновения таких отклонений относятся: приложение капитала в сферу освоения новых технологий производства, переработки, хранения продукции, модернизации и реконструкции действующих предприятий.
Для оценки эффективности использования ресурсов предприятия применяются различные показатели, характеризующие интенсивность использования всех ресурсов (ресурсоотдачу) и их видов: основных, нематериальных и оборотных активов.
Ресурсоотдача показывает объем выручки от реализации продукции (работ, услуг), приходящийся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. В мировой практике этот показатель получил название коэффициента оборачиваемости вложенного капитала. Его формула такова:
f = Qр / B (1),
где f — ресурсоотдача;
Qp – объём реализации, В - среднегодовая сумма всех средств.
При анализе динамики этого показателя выявляется тенденция его изменения. Тенденция в сторону роста ресурсоотдачи свидетельствует о повышении эффективности использования экономического потенциала. Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоёмкости. Фондоотдача основных фондов устанавливается отношением объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоемкость продукции есть величина, обратная фондоотдаче. Она характеризует стоимость основных средств (в копейках), приходящаяся на один рубль выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Показатель фондоотдачи тесно связан с производительностью и фондовооруженностью труда. Взаимосвязь между этими показателями можно выразить следующими формулами:
WR = Qp /R (2),
где WR — средняя выработка продукции на 1 работника, руб.;
Qp — объем реализации продукции, тыс. руб.;
R — среднесписочная численность работников, чел;
Ф = F/R (3),
где Ф — фондовооруженность труда, руб.;
F — среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб;
F = Qp /F = (Qp /R) : (F/R) = WR : Ф (4)
Таким образом, основным условием роста фондоотдачи является превышение роста производительности труда над темпами роста его фондовооруженности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод:
анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости, так как скорость оборота средств характеризует деловую активность предприятия.
Для анализа деловой активности организации используют две группы показателей:
1. Общие показатели оборачиваемости.
2. Показатели управления активами.
Оборачиваемость средств, вложенных в имущество организации, может оцениваться:
· скоростью оборота– количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организация или его составляющие;
· периодом оборота– средним сроком, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.
Продолжительность одного оборота в днях можно рассчитать следующим образом:
Продолжительность одного оборота (в днях) = Длительность анализируемого периода (в днях) / Коэффициент оборачиваемости активов (в оборотах)[3]
Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения.
В ходе анализа решаются следующие задачи:
1. изучение и оценка тенденции изменения показателей деловой активности;
2. исследование влияния основных факторов, обусловивших изменение показателей деловой активности и расчет величины их конкретного влияния;
3. обобщение результатов анализа, разработка конкретных мероприятий по вовлечению в оборот выявленных резервов.
2.Задача:
Произведите анализ прибыли от продаж по торговой деятельности организации, определив:
- недостающие показатели в таблице;
- влияние факторов на изменение изучаемых показателей.
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение, тыс. руб. | Отклонение, уровень ∆R, % | ||
Сумма, тыс. руб. | Уровень, R0, % | Сумма, тыс. руб. | Уровень, R1, % | |||
Выручка от продаж (В) | +6869 | |||||
Себестоимость проданных товаров (Спт) | 75,454 | 74,177 | +4645 | -1,277 | ||
Валовая прибыль (ВП) | 24,545 | 25,822 | +2224 | +1,277 | ||
Коммерческие расходы (КР) | 21,226 | 22,377 | +1943 | +1,151 | ||
Прибыль от продаж (П) | 3,319 | 3,445 | +281 | +0,126 |
По результатам расчетов сделайте выводы.
Решение:
1. Расчёт прибыли от продаж:
1.1. За прошлый год:
35249-26597-7482=1170 тыс. руб.
1.2. За отчетный год:
42118-31242-9425=1451 тыс. руб.
2. Расчет уровня показателей:
Пусть Выручка=100%.
2.1.Тогда Уровень себестоимости = Спт /В.
За прошлый год:
R0 себест.=26597/35249*100=75,454 %
За отчетный год:
R1 себест.=31242/42118*100=74,177 %
2.2. Уровень ВП=ВП/В
За прошлый год:
R0 ВП=8652/35249*100=24,545 %
За отчетный год:
R1 ВП=10876/42118*100=25,822 %
2.3. Уровень КР=КР/В
За прошлый год:
R0 КР=7482/35249*100=21,226 %
За отчетный год:
R1 КР=9425/42118*100=22,377 %.
2.4. Уровень прибыли (или рентабельность) = П/В.
За прошлый год:
R0 пр.=1170/35249*100=3,319 %
За отчетный год:
R1 пр.=1451/42118*100=3,445 %
3.Расчет отклонения:
3.1. По выручке от продаж товаров:
42118-35249=6869 тыс. руб.
3.2. По себестоимости проданных товаров:
а) по сумме:
31242-26597=4645 тыс. руб.
б) по уровню:
74,177-75,454= -1,277%.
3.3. По валовой прибыли:
а) по сумме:
10876-8652=2224 тыс. руб.
б) по уровню:
25,822-24,545=1,277 %.
3.4. По коммерческим расходам:
а) по сумме:
9425-7482=1943 тыс. руб.
б) по уровню:
22,377-21,226=1,151%
3.5. По прибыли от продаж:
а) по сумме:
1451-1170=281 тыс. руб.
б) по уровню:
3,445-3,319= 0,126%
4. Расчёт влияния выручки на изменение суммы прибыли от продаж:
∆∑П(В)=((В1-В0)* R0 прибыль)/100= (6869*3,319)/100=228
5. Рассчитаем влияния рентабельности на изменение суммы продаж:
∆∑П(К)=((R1 пр.-R0 пр.)*В1)/100=(0,126*42118)/100=53