Традиции и новации в развитии науки

Традиция элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению. В науке традиция – это система канонизированных, общепринятых знаний, норм, идеалов научного познания. В определенной мере это конвенция, договор между учеными относительно адекватности той или иной теории (предварительно прошедшей процедуру объяснения), правил, норм научного познания. В большинстве случаев традиция вписана в ту или иную школу, дисциплинарное объединение ученых, научное сообщество. Множественность тради­ций дает возможность выбора новым поколениям иссле­дователей тех или иных из них. А они могут быть как по­зитивными (что и как воспринимается), так и негативны­ми (что и как отвергается). Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последую­щими поколениями ученых в новых условиях.

Традиция подпитывает такой важный феномен в науке как консерватизм - позиция, направленная на сохранение установившихся правил поведения в науке, регламентирующих и управляющих творческим процессом. Консерватизм в науке противостоит некомпетентности, дилетантизму. Однако традиция всегда должна оставлять простор для новаций, творчества в науке.

Новация(в самом широком смысле) — это все то, что возникло впервые, чего не было раньше. Характерный пример новаций — научные открытия, фундаментальные идеи и концепции — квантовая механика, теория относительности, синергетика и т. п.

Новации – это и создание новых теорий, и возникновение новых научных дисциплин. Иногда эти две акции почти совпадают, как в случае квантовой механики, но можно назвать немало областей знания, которые не имеют своих собственных теорий. Новации могут состоять в построении новой классификации или периодизации, в постановке новых проблем, в разработке новых экспериментальных методов исследования или новых способов изображения. Очень часто, говоря о новациях, имеют в виду обнаружение новых явлений, но в этот класс с равным правом входят как сенсационные открытия типа открытия высокотемпературной сверхпроводимости, так и достаточно рядовые описания новых видов растений или насекомых. К числу новаций следует причислить также введение новых понятий и новых терминов. Последний момент часто упускают из виду, явно его недооценивая. Однако нередко именно новый термин закрепляет в сознании научного сообщества принципиальную новизну тех явлений, которые до этого просто описывались, но не получали специальных обозначений.

В последующем новация превращается в традицию путем ее концептуализации (содержательной и социокультурной, в частности, через публикацию данной идеи в научной периодике), воспроизводится в системе образования. При этом концептуализация новых идей в науке может происходить как на языке традиционной терминологии категорий, так и с введением новых понятий.

По мнению экспертов, новации бывают двух видов:

1. корректирующие, видоизменяющие старую традицию (появление новых методов);

2. вводящие новую традицию (открытие новых миров, новых объектов исследования).

Оба типа новаций тесно связаны друг с другом и могут приводить к существенным сдвигам в развитии науки. Новые методы, как отмечают сами ученые, часто приводят к далеко идущим последствиям - и к смене проблем, и к смене стандартов научной работы, и к появлению новых областей знания. Укажем хотя бы очевидные примеры: появление микроскопа в биологии, оптического телескопа и радиотелескопа в астрономии. Изобретение микроскопа и распространение его в ХVII веке с самого начала будоражило воображение современников. Хотя приборы были очень несовершенны, это было окно для наблюдения живой природы, которое позволило первым великим микроскопистам - Гуку, Грю, Левенгуку, Мальпиги - сделать их бессмертные открытия. Во второй половине XX столетия начинается бурный подъем астрономии, связанный с появлением радиотелескопа.

Виды новаций обуславливают «революции» и «эволюции» в развитии науки, интенсивный (радикально-революционный) и экстенсивный способы развития научного знания (в частности, конкретизация фундаментальных теорий посредством расширения сферы их приложения).

Научные революции – это вид новаций, которые отличаются от других видов не столько характером и механизмами своего генезиса, сколько своей значимостью, своими последствиями для развития науки и куль­туры. В философии науки принято классифицировать научные революции по масштабности и глубине преобразований на глобальные и локальные. При глобальныхнаучных революциях меняются основания науки (идеалы, нормы науки) и научная картина мира (при этом важная роль отводится смене онтологий). В случае локальныхреволюций происходит лишь перестройка картины исследуемой реальности без изменения оснований науки. Как отмечает А.С. Кравец, «кардинальные научные перевороты в науке случаются весьма редко, на памяти поколений не происходит более одной научной революции». В философии науки принято выделять три типа глобальных научных революций, обусловленных появлением трех типов рациональности – классической, неклассической и постнеклассической.