Семинарское занятие 11.

 

Тема: Благо и опасность цивилизации в изображении Г.Уэллса. Роман «Остров доктора Моро».

 

Цель занятия: 1. Изучение творчества Г.Уэллса; 2. Прочитать роман Г.Уэллса «Остров доктора Моро» в контексте проблем современной цивилизации.

 

Студент должен

знать:

- основные этапы творческого пути Г.Уэллса;

- содержание литературных произведений Г.Уэллса;

уметь:

- анализировать произведения Г.Уэллса на примере романа «Остров доктора Моро»;

- определять характерные черты творчества писателя.

 

Вводные пояснения.Герберт Уэллс (1866 – 1946) – выдающийся английский писатель, ярко проявивший себя в мире фантастики. Ему была близка тревога за судьбы человечества, оказавшегося в конце Х1Х века перед лицом поразительных научных открытий, которые отныне будут составлять неизбывную часть его общей судьбы. Уэллс не был противником научно-технической цивилизации, но он видел и опасные стороны этого процесса. Сумеют ли человек и общество, принимающие в свой мир плоды собственной деятельности в сфере цивилизации, правильно пользоваться ими? – вот вопрос, который писатель ставил во всех своих романах-предупреждениях. Правильное отношение к научным открытиям и их внедрению в жизнь Уэллс видел в умении человека сохранить за собой командный статус по отношению к машине, которая на пути своего бесконечного совершенствования однажды может задуматься: а нужен ли ей человек с его слабой, уязвимой биологией и психологией? Писатель ищет жанр, который соответствовал бы масштабу поставленных задач. И находит – это фантастика,в которой так много можно сказать через необычные ситуации и образы. Уэллс изменил всю судьбу этого жанра, придав ему право на самостоятельное существование. Он воплощает в своих образах непременное качество научной фантастики – возможность научного познания мира. Это качество в произведениях Уэллса совмещается с социальными проблемами. Почти все его романы выходят на социально-нравственные ситуации, возникающие вследствие цивилизации, воздействующей жестко и болезненно на неподготовленного человека.

В романах «Машина времени» (1895) и «Современная утопия» (1905) особенно остро ощущается мотив угасания человеческого духа под воздействием наступающей науки. В «Машине времени» единый организм человечества распадается на две враждебные части, каждая из которых становится для другой объектом эгоистических вожделений. Порхающие на поверхности земли, веселые, нарядные, милые элои и злобные людоеды-морлоки, обитающие в подземелье, работающие на подземных фабриках, чтобы содержать элоев, а потом употреблять их в качестве своей пищи, - такая ошеломительная картина предстает перед путешественником во времени в отдаленном будущем. В романе «Остров доктора Моро» (1898?) Уэллс еще более ужесточает ситуацию: ученый доктор Моро воплощает на практике свое открытие по превращению диких зверей в людей.

 

Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов.1. Проследить сюжет героя-повествователя. Как проявляет себя Прендик в момент кораблекрушения? Что его удивляет на спасительной шхуне? На острове? Как Прендик относится к тайне острова и доктора Моро? 2. Выявить и обобщить романную информацию о докторе Моро. Чем занимается Моро? В чем цель и смысл его эксперимента? 3. Проследить исход эксперимента доктора Моро. О чем хотел сказать автор романа по этому поводу? 4. Вспомнить другие произведения, в том числе из русской литературы, по заданной в романе Уэллса теме.

 

Индивидуальные задания (сообщения, доклады).1. Доклад «Мой любимый роман Г.Уэллса». 2. Доклад «Научная и социальная фантастика».

План занятия.

1. Люди и звери в романе «Остров доктора Моро»:

а) как расставлены человеческие и звериные персонажи относительно друг друга? Как взаимные позиции героев помогают читателю понять их характеры? Кто из персонажей-зверей ближе к людям? Почему?

б) каковы отношения между доктором Моро, Монтгомери и Прендиком? Кто из них более понятен и близок превращенным зверям? Почему?

2. Сюжетное развитие главной темы романа:

а) определить главную тему, ради которой написан этот роман;

б) анализ отрывка из главы 16 «Как звериный люд попробовал крови». Чтение отрывка со слов «Увидев их выжидательные позы…» до слов « - Нет спасения, сказал волкомедведь, смеясь мне прямо в лицо и возбужденный погоней» (с.252 – 254, по изданию романа, указанному в списке литературы). Почему превращенные звери взбунтовались? Против чего направлен их бунт? Что поняли доктор Моро и Прендик из этого бунта?

3. Система конфликтов в романе:

а) в чем конфликт людей и зверей? Определить его исток.

б) определить конфликт внутри персонажей-людей. В чем суть теории доктора Моро? Какова позиция Монтгомери? Против чего возражает Прендик в опыте доктора Моро? Чью позицию подтверждает обратное превращение зверолюдей?

в) какие предвидения Уэллса оказались пророческими?

Литература

Уэллс Г. Остров доктора Моро // Уэллс Г. Человек-невидимка. Романы и рассказы. – М.: Росмэн, 1998.

Кагарлицкий Ю. Человек, который мог творить чудеса // Уэллс Г. Человек-невидимка. – М.: Росмэн, 1998. – С.5 -20.

Жантиева Д.Г. Английский роман ХХ века. – М.: Наука, 1965. – С.163 – 234.

Кагарлицкий Ю. Великий фантаст // Уэллс Г. Машина времени. Война миров. Рассказы. – М.: Худож. литература, 1983. – С. 3 – 16.