Катастрофы, аварии, чрезвычайные ситуации. Нормативно правовые документы.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания. Ежегодно человечество сталкивается с бесчисленным множеством суровых природных явлений. За год на Земле происходит 100 000 гроз, 10 000 наводнений, тысячи пожаров, оползней, ураганов и тайфунов, сотни извержений вулканов, тропических циклонов. Статистику трагедий по вине природы продолжают многочисленные аварии и катастрофы, возникающие из-за несовершенства техники или неправильной ее эксплуатации, а также из-за социально-политических явлений.

Причинами возникновения ЧС являются:

- стихийные бедствия,

- производственные аварии,

- катастрофы,

- конфликты военного, социального и политического характера.

 

Чрезвычайные ситуации по характеру происхождения подразделяются на следующие группы:

1. Ситуации техногенного характера.

- транспортные аварии,

- пожары, взрывы,

- аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ),

- аварии с выбросом радиоактивных веществ (РВ) на АЭС, при перевозках РВ,

- аварии с выбросом биологически-опасных веществ,

- гидродинамические аварии,

- аварии систем жизнеобеспечения,

- внезапное обрушивание сооружений,

- аварии, связанные с залповым выбросом экологически опасных веществ.

2. Ситуации природного характера:

- геологические опасные явления (землетрясения, оползни),

- метеорологические и агрометеорологические опасные явления (смерч, град),

- морские гидрологические явления (отрыв прибрежных льдов),

- гидрогеологические опасные явления (половодье, заторы, ветровые нагоны),

- природные пожары (лесные),

- особо опасные инфекционные болезни (эпидемия, эпифитотия - массовая гибель растений),

- гелиофизические опасные явления (ухудшения радиационной обстановки).

3. Ситуации экологического характера:

- связанные с изменением состояния суши,

- с катастрофическими просадками, оползнями из-за выработки недр,

- с наличием тяжелых металлов в почве,

- с изменением состава и свойства атмосферы (повышения вредных веществ в атмосфере),

- с изменением состояния гидросферы (загрязнение и истощение водных ресурсов).

4. Социально-политического характера:

- разрешение противоречий между государствами с применением современных средств поражения,

- межнациональные кризисы, сопровождающиеся насилием.

По масштабам ЧС подразделяются на:

- локальные,

- местные,

- территориальные,

- региональные,

- федеральные,

- трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Знание характера проявления и причинно-следственной цепи возникновения ЧС в конкретных условиях дает возможность уменьшить риск возникновения такой ситуации и эффективно использовать силы и средства единой государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС.

К наиболее частым стихийным бедствиям (СБ) в России относятся наводнения и затопления, землетрясения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, ураганы, пожары лесные степные и другие, смерчи.

Авария– это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения, транспортного средства, которое не повлекло за собой серьезных человеческих жертв.

Причинами возникновения аварии являются:

- нарушение технологии производства,

- невыполнение мер безопасности,

- несоблюдение правил хранения и транспортировки АХОВ, агрессивных, взрыв- и пожароопасных веществ,

- недисциплинированность и слабая компетентность обслуживающего персонала,

- старение и коррозия конструкций, сооружений и снижение их физико-механических показателей,

- проектно-производственных дефектов сооружений, т.е. ошибки при изысканиях и проектировании,

- низкокачественное выполнение строительных работ,

- плохое качество строительных материалов и конструкций,

- нарушение правил техник безопасности при ведении строительных и ремонтных работ.

Аварии имеют различные последствия, что зависит от характера производства. Наиболее типичными проявлениями аварий могут быть взрывы, приводящие к разрушению промышленных зданий; интенсивные пожары, отравление людей ядовитыми жидкостями и газами; поражение людей электрическим током; затопление предприятий; завалы шахт и провалы в подземных выработках; заражение местности АХОВ и радиоактивными веществами.

В 1981 году на Новочеркасской ГРЭС произошла авария в результате взрыва водорода в охладительной системе генератора. Был выведен из строя один блок. Ликвидация аварии заняла несколько недель. Возникший пожар бал затушен спустя 4–5 часов.

Катастрофа– событие с трагическими последствиями, крупная авария, влекущая за собой большие человеческие жертвы. Причины возникновения катастроф аналогичны как и для аварий.

В 1989 году в Башкирии произошла железнодорожная катастрофа: при прохождении 2 встречных поездов произошел взрыв скопившегося вблизи и на полотне углеводородно-воздушной смеси. Энергия взрыва составила 250–300 тонн тротила. Причиной явилось ошибочное проектирование трубопровода и как следствие - разрыв трубопровода на расстоянии 900 метров от железнодорожного полотна (диаметр 720 мм, давление 35–38 атмосфер, состав продукта: метан, этан, пропан, изобутан, нормальный бутан, изопентан, нормальный пентан, гексан) сгорело 11 вагонов. На восстановление железной дороги потребовалось 2 дня, погибло 458 чел., госпитализировано 806 чел., всего следовало 1284 пассажира. Было разрушено 350 метров железнодорожного пути, электроконтактная сеть, воздушные линии электропередачи и связи, железобетонные опоры. В населенных пунктах, расположенных от места взрыва в 15 км были выбиты стекла, оконные рамы, разрушены фронтоны и шиферные крыши. Для проведения спасательных работ были привлечены воинские части – 1605 человек, 138 единиц техники, формирования ГО – 1587 человек и 220 единиц техники.

Частыми катастрофы являются в России не только на суше. В 1989 году седьмого апреля в Норвежском море потерпела катастрофу подводная лодка. В результате неисправностей в одном из отсеков возник пожар, быстро распространившийся на другие отсеки. Лодка с двумя ядерными силовыми установками затонула, из-за неумения командным составом флота принимать правильные решения в экстремальных ситуациях. Погибло 47 моряков, 27 моряков чудом остались живы. В 2000 году при невыясненных обстоятельствах погибла атомная подводная лодка “Курск”.

 

 

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ