Тема: Роман Д.Г.Лоуренса «Сыновья и любовники».

Цель занятия:1. Изучение творчества Д.Г.Лоуренса; 2. Чтение и анализ романа Д.Г.Лоуренса «Сыновья и любовники» как программное произведение писателя.

 

Студент должен

знать:

- основные этапы творческого пути Д.Г.Лоуренса;

- содержание литературных произведений Д.Г.Лоуренса;

уметь:

- анализировать произведения Д.Г.Лоуренса на примере романа «Сыновья и любовники»;

- определять характерные черты творчества писателя.

Вводные пояснения.Дэвид Герберт Лоуренс (1885 – 1930) – английский писатель ХХ века, автор романов, рассказов, очерков, эссе, стихотворений, пьес. Он вошел в историю английской литературы прежде всего как романист, содействовавший эстетическому обновлению романа, расширивший его художественные возможности. В творчестве Лоуренса ярко проявилось неприятие процесса урбанизации и окончательной изоляции современного человека в мире обязательных нормативов существования, а не полнокровной жизни. Тональность его творчества вызвана автобиографическими мотивами: неустроенность жизни, страстная привязанность к матери и ненависть к отцу, преследующий его призрак близкой смерти от туберкулеза – все это породило страсть Лоуренса к Жизни, к наслаждению ее безграничностью, разнообразием и вечным круговоротом. Тонкий поэт природы, Лоуренс продолжает традиции великих романтиков. Его персонажи сосредоточены на себе, на вечном в человеческой натуре. В своих идейно-эстетических поисках Лоуренс отразил сложную калейдоскопичность эпохи, обратившись к разным формам выражения этих поисков. В поэзии это пять сборников стихов, среди которых «Любовные стихотворения» (1913), «Птицы, звери и цветы» (1923). В прозе – романы «Белый павлин» (1911), «Радуга» (1915), «Влюбленные женщины» (1920), «Леди Чаттерлей» (1928). Лоуренс написал ряд критических и литературоведческих эссе: «Изучение классической американской литературы» (1923), «Апокалипсис» (1931), а также работы, посвященные психоанализу и проблеме бессознательного: «Психоанализ и подсознательное» (1921), «Фантазия на темы подсознательного» (1922).

В романе «Сыновья и любовники» проступают элементы фрейдистского понимания отношений в семье. Лоуренс развивает концепцию «красивого зверя», то есть человека, не стесненного рамками буржуазных условностей и влиянием интеллектуализма.

 

Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов.1.Проследить в ходе чтения романа развитие отношений Гертруды с сыновьями. Как изображена система воспитания в семье? Каковы последствия этой системы? Какие черты сближают роман Лоуренса с европейским романом воспитания? 2. Выделить поворотные ситуации в судьбе Пола. Как они связаны с мотивом любви в романе? Как они определяют движение сюжета и формирование концепции романа? 3. В.Вулф в очерке «Заметки о Д.Г.Лоуренсе» пишет: «Странное свойство «Сыновей и любовников» состоит в том, что весь текст как бы слегка колышется и переливается, будто составленный из отдельных блестящих кусков, которые беспрерывно перемещаются, мелькают…Мир «Сыновей и любовников» находится в процессе непрерывного сцепления и распада». Можно ли согласиться с приведенным суждением? Привести запомнившиеся эпизоды из романа, подтверждающие это высказывание писательницы.

 

Индивидуальные задания (сообщения, доклады).1. Роман Д.Г.Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей». 2. Эссе Д.Г.Лоуренса.

 

План занятия.

1. Место романа «Сыновья и любовники» в творчестве писателя.

2. Развитие темы любви в романе:

а) как проявляется в любви сущность человека? Какая любовь изображена в романе?

б)в чем, по мнению писателя, высшая ценность любви?

3. Анализ отрывка из романа «Сыновья и любовники» - сцена Пола и Мириам с качелями:

а) описание семейной атмосферы Ливерсов, отношения между матерью и детьми;

б) восприятие семейных отношений Ливерсов Полом. Что притягивает его в матери семейства?

в) из каких истоков рождается любовь Пола и Мириам? г) к каким выводам приводит Пола сравнение его матери миссис Морел с миссис Ливерс?

4. Критик Уолтер Ален писал: «Вот почему так трудно в первый раз читать Лоуренса. Ведь мы постигаем чувство через его внешнее проявление, а Лоуренс как раз ставит своей целью выражать эмоции и ощущения глубинные, которые никогда не выходят на поверхность». Какие «глубинные» чувства выражены в романе «Сыновья и любовники»? В чем заключается смысл названия романа? Почему Лоуренс назвал свое произведение «горняцким романом»?

 

Литература

Лоуренс Д.Г. Сыновья и любовники. – М., 1990.

Зарубежная литература ХХ века / Учебн. Под ред. Л.Г.Андреева. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 293 – 301.

Бушманова Н.И. Английский модернизм: Психологическая проза. – Ярославль, 1992.

Лоуренс Д.Г. Почему важен роман // Писатели Англии о литературе. – М., 1981.