Ответственность

У некоторых людей сильно развито чувство моральной ответственности; к сожалению, оно часто сочетается с плохим музыкальным вкусом. У других же блестящие музыкальные способности легко уживаются с очень слабыми представлениями о моральной ответственности. Найти равновесие очень трудно.

Эрик Клэптон

 

Тот, кто тренируется достаточно старательно и достаточно долго, достигает равновесия тела, разума и духа. Тело вырабатывает собственную мудрость, ум доверяет этой мудрости, и это позволяет духу выражать себя. Игра такого музыканта становится подобной свободному течению: мысль и действие совершаются одновременно.

Чтобы достичь этого уровня на пути Дзэн-гитары, вы должны хорошо делать то, что делаете. Но для истинного познания Пути этого еще не достаточно. Вы должны выйти и за эти пределы.

Черный пояс нельзя получить благодаря только техническому совершенству. В нашей школе никакая гитарная техника, даже самая головокружительная, черного пояса не принесет. Пусть музыкант играет с феноменальной скоростью, пусть владеет всеми стилями игры, пусть публика доходит до исступления, а у знатоков отваливается челюсть, - ему не видать черного пояса в нашем додзё, если у него нет настоящего характера.

Путь Дзэн-гитары требует ответственности и истинной отдачи себя. Только через признание своего долга перед миром и через стремление возместить хотя бы часть его обретает наша песня некоторое значение.

Японский язык и здесь дает подсказку. Слово для обозначения человеческого существа, нингэн, указывает на связь с внешним миром: нин означает "личность", гэн - "пространство". То есть мы являемся человеческими существами, нингэн, только в нашей связи с окружающим пространством.

Жить ответственно означает быть готовым отвечать за себя, за свои действия, за свою ношу. Многие современные люди отказываются принять это. От детской небрежности к юношеской распущенности и даже к убийству - всюду наблюдаем мы это стремление сбросить с себя вину, переложить ее на других, изобразить невинность или, наделав беды, просто сбежать. Среди музыкантов тоже есть такие, кто под предлогом художественной свободы смакует насилие, расовую ненависть, сексуальность, а затем отрицает последствия своей деятельности. Другие используют средства массовой информации для того, чтобы раздуть свою славу, но отказываются признать, что послужили ролевой моделью для молодых людей.

Это - не Путь Дзэн-гитары. Те, кто хочет получить здесь черный пояс, должны принять на себя по меньшей мере пять видов ответственности:

 

Ответственность за себя - прилагать все свои силы и развивать свой талант в полную его меру, без каких-либо оговорок.

 

Ответственность за свой талант - найти своему таланту применение вне себя самого, служить им не злу, а добру и не растрачивать его попусту.

 

Ответственность за свое искусство - выражать свою песнь правдиво вопреки любым помехам.

 

Ответственность за свою аудиторию - уважать тех, кто пришел к вам с открытой душой, и воспитывать чувство общности.

 

Ответственность за Путь - действовать как сэнсэй по отношению к тем, кто искренне ищет свой собственный путь, и делиться с ними тем, что, по вашему убеждению, является истиной. Ибо Путь принадлежит всем.

 

Отречься хотя бы от одной ответственности означает отойти от пути Дзэн-гитары.

 

Отдать себя - чистосердечно поделиться своей песней - не означает, что обязательно нужно выступать перед массами людей. Можно поделиться песней, и сидя в одиночестве в лесу - если ваш дух в правде. Поделиться песней чистосердечно можно лишь тогда, когда она поднимается из души без малейшей мысли о каком-либо вознаграждении. Тренировка этой способности есть глубочайший душевный поиск. Мы не уйдем далеко, пока не станем лицом к лицу с фундаментальными первоисточниками нашей жизни - с тем, во что мы верим, и как относимся к другим людям.

В нашем додзё чистейшая песня - та, которая приходит вместе со смирением, открытостью и великодушием. Здесь мы приобретаем это свойство одновременно с тренировкой технического совершенства пальцев: это единый процесс.

 

Благодаря тяжелому труду по изучению новых приемов мы приходим к смирению - узнаем, как много мы не знаем.

 

Исследуя свои знания, мы приходим к открытости - у нас появляется желание посмотреть на вещи глазами других людей.

 

Играя вместе с другими, мы учимся великодушию - как разделять успех и вносить вклад в общее благо группы.

 

Ключ к черному поясу не в том, чтобы стать лучшим исполнителем, а в том, чтобы стать лучшей личностью. Поднимите свой образ жизни до уровня искусства - и это отразится в вашей игре. Таков Путь Дзэн-гитары.

 

В этой главе все поучения разделены на три категории:

 

Голова черного пояса - описывается ум дзэн-гитариста на этом этапе пути: мышление, стратегия и знания, применяемые для того, чтобы следовать Пути.

Руки черного пояса - охватывает физические аспекты игры на этом уровне: позу, технику пальцев и ощущения, характерные для углубленного понимания Дзэн-гитары.

Душа черного пояса - посвящается духу дзэн-гитариста высокого уровня: отношение, осознание и преданность делу, требуемые от тех, кто достиг этого уровня.

 

Эти поучения откроют вам, что считается превосходством в нашем додзё - и что им не считается.