ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Наша жизнь состоит из потребностей. Экономика функционирует для того, чтобы удовлетворять потребности общества. Потребность– это нужда в чём-то, требующая своего удовлетворения, это желание потребителя приобрести нужный товар или услугу.

Потребности общества – это потребности составляющих его индивидов и институтов. Они разнообразны, безграничны и неутолимы. Все потребности можно разделить на две большие группы: производственные и непроизводственные.

Непроизводственные потребности – это потребности людей: в питании, жилье, одежде, бытовой технике, автомобиле, книгах, развлечениях


 

 

и т.д. Потребности могут быть материальными (осязаемыми, имеющими материально-вещественную форму) и нематериальными. Материальные потребности делятся на первичные,удовлетворяющие жизненно важные запросы человека (пища, жилье, одежда) и вторичные-все остальные потребности (досуг, спорт), предметы роскоши (украшения, яхты, автомобили). Деление это исторически условно, соотношение между ними с развитием общества меняется.

К нематериальным потребностям относятся услуги: духовные, эстетические, бытовые, медицинские, образовательные (например, посещение театра, консультации юриста, получение медицинской помощи и образования, чистка одежды, присмотр за детьми).

Есть вещи или услуги, которые нам нужны индивидуально. Но есть и такие потребности, которые могут быть удовлетворены одновременно для группы лиц, например, обеспечение безопасности граждан, целостности государства. При этом какие-то потребности в одних случаях можно удовлетворять индивидуально, а в других – сообща, например, потребность в образовании, транспорте, туризме. Занятия могут быть индивидуальными либо групповыми, доехать до работы можно на такси, на индивидуальной машине либо общественным транспортом, путешествовать можно самостоятельно либо с группой. Следовательно, форма удовлетворения потребностей может быть: индивидуальной, совместной (групповой) или смешанной.

Как можно удовлетворить потребности? Некоторые вещи мы можем получить свободно и практически в любом количестве, например, воздух, которым мы дышим, ягоды и грибы в лесу, цветы на лугу. Мы называем их бесплатными благами. Но если вы не любите собирать ягоды, а хотите их иметь, вы их покупаете. Эти ягоды кто-то собрал, принёс на рынок, продавал, в результате чего они из бесплатного блага превращаются в экономические.

Большинство вещей, которые мы потребляем, не существуют в природе в том виде, в котором они нам нужны. Их нужно преобразовать, создать. Таким образом, экономическая деятельность превращает ресурсы, или бесплатные блага, в экономические блага. Следовательно, экономические блага – это товары и услуги, которые воплощают в себе человеческий труд и характеризуются с точки зрения их редкости, ценности и стоимости.

Экономические блага можно классифицировать следующим образом:

А. Долговременные (многоразового использования: книги, одежда) и разового потребления (исчезают в процессе потребления: продукты питания).

Б. Взаимозаменяемые (сорта хлеба) и взаимодополняемые (хлеб и масло).

В. Настоящие (потребительские товары) и будущие (капитальные товары).


 

 

Экономические потребности - это желания потребителей приобрести и использовать экономические блага.

Конечной целью развития любой экономической системы является удовлетворение экономических потребностей. Это означает, что должно быть организовано производство соответствующих товаров и услуг. А для организации самого производства нужны здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортная система, сырье, материалы, т.е. разнообразные материальные ресурсы, а также людские ресурсы - работники разных специальностей. Таким образом, возникают потребности производства. Производственные потребности – это потребности предприятий для организации и осуществления процесса производства экономических благ.

Экономические потребности можно представить в виде следующей схемы.

 

Потребности людей и общества постоянно изменяются и возрастают. В процессе их удовлетворения формируются новые. Это имеет как объективные, так и субъективные причины. Назовём важнейшие из них.

1. Само производство, позволяя удовлетворять часть традиционных потребностей, порождает новые (появление телевизоров, компьютеров, радиотелефонов).

2. Формы организации экономики на базе конкуренции стимулируют производство новых товаров и услуг.

3. Изменение условий существования людей дает импульс для появления и удовлетворения новых потребностей. Например, несколько десятилетий назад иностранный туризм был чужд для советского человека. А сейчас ситуация совершенно иная.

4. Субъективно-психологические факторы. Человеку свойственно к чему- то стремиться, не останавливаться на достигнутом. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке. Так и мы, удовлетворив одни желания, стремимся к исполнению других.