Стратегическая семейная психотерапия.

Этот метод ориентирован на решение проблем и устранение симптома, поэтому его называют «проблеморешающая психотерапия». Данный подход характеризуется чрезвычайным вниманием к деталям симптома и меньшим интересом к семье, ее росту и благополучию. Основатель - Джей Хейли (США), ему принадлежит термин «стратегическая СПТ», он объяснял связь симптома индивида с внутрисемейными отношениями. В 60 — е годы Джей Хейли стал первым летописцем по СПТ, его называют «бунтарем в психотерапии», он занимался проблемами коммуникаций и пришел к выводу, что все отношения являются борьбой за власть и контроль. Столкновение аналитика и пациента - есть борьба за власть и контроль: «психоанализ есть мошенничество, где пациента связывают по рукам и ногам, и единственный способ вырваться - пройти психоанапиз, психоаналитик стремится одержать победу над клиентом, положив его на лопатки (на кушетку)». За симптомами стоит не внутренний конфликт, а межличностные силовые маневры, поэтому задача психотерапии - изменить ситуацию на «фронте» через изменение поведения. Девиантное поведение ребенка есть протест против властной и контролирующей матери. На своих сеансах он брал на себя ответственность за создание стратегии решения проблемы клиента или семьи. Джей Хели вместе с С. Минухиным создал в Филадельфии Институт семейного консультирования, где обучались семейные терапевты.

Представители: Клу Маданес, Линн Хоффман, Грегори Бейтсон, Милтон Эриксон стоял у истоков и разрабатывал разнообразные стратегии вмешательства, считая, что существует широкий набор альтернативных решений проблем. В 70 - е годы XX в. это было самое популярное направление.

Теоретические предпосылки - общая теория систем и кибернетика.

Суть стратегического подхода - разработка стратегий поведения для решения проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушения. Самое важное в психотерапии - изменить свои привычные правила, модели поведения, стереотипы, решения, которые приведут к изменениям. Стратегическое вмешательство довольно интенсивное и кратковременное. Индивидуальные проблемы рассматриваются как манифестация семейных. Психотерапевт атакует какое-нибудь звено семейной системы, ответственное за формирование симптома, используя циркулярную модель причинности и изменяет стратегию поведения ее участников. Задача - изменить проблемно - поддерживающее поведение членов семьи в их взаимодействиях. В основе понимания расстройств поведения лежат две теории: молярная (описывает общие качества дисфункциональной семьи) и молекулярная (частные трудности становятся проблемами из-за того, что с ними неумело обращаются, из мухи делают слона).

Принципы:

- Выдвижение гипотез. Психотерапевты перед сессией обсуждают и выдвигают ряд гипотез предстоящих терапевтических вмешательств.

- Циркулярность. Задача выяснить характер взаимоотношений членов семьи, а не их чувства. Каждый член семьи описывает и комментирует свои отношения в семейной диаде, а затем дает комментарии своего видения третий член семьи

- Нейтральностько всем членам семьи. Всем членам семьи дается поддержка.

- Позитивная коннотация симптомов. Симптомы рассматриваются как механизмы адаптации и попытка сохранить сплоченность семьи. Симптом на самом деле поддерживает, а не разрушает семью и является борьбой за власть и контроль.

- Фокусировка на симптоме, вокруг которого строится терапия.

- Проблемные семьи застревают на определенном этапе жизненного цикла семьи и не могут двигаться дальше.

- Акцент на настоящем взаимодействии, куда входят 4 элемента:

- симптом - характеризует не его носителя, а способы взаимодействия членов семьи между собой, передает сообщение о межличностных отношениях в семье, возникает когда человек эмоционально застревает на какой - либо ситуации и не может из нее выйти. Симптом есть метафорическое выражение проблемы, его удается понять, принимая во внимание структуру властной иерархии в семье и метафоры;

- метафора (в пер. принятие иного образа) - язык симптома как выражения проблемы как самого носителя так и других членов семьи, включает в себя явный элемент (у меня болит голова) и скрытый подтекст (я хочу внимания).

- иерархия - расстановка сил в семье, это пирамида, кто внизу, кто наверху,

- власть имеет тот, кто определяет характер отношений в семье, все взаимоотношения - борьба за власть и контроль. Когда человек делает сообщение другому, он дает команду, если команда выполняется, то давший ее удерживает власть.

- Задача психотерапии - реорганизация иерархической семейной пирамиды таким образом, чтобы родители оказались выше детей (устанавливали правила поведения для детей и санкции за их неисполнение, особенно в семьях, где есть проблемы с детьми).

- Информация, которую собирает терапевт: демографические сведения; семенные правила; группировки, коалиции, подсистемы; последовательность коммуникативных актов (соглашаются, перебивают); как реагируют на симптом.

- Метод планирования действий включает:

- постановку конкретных целей изменений, способов их достижения и критериев достижения (как вы узнаете, что цель достигнута?);

- определение промежуточных целей - шагов;

- определение периода времени достижения целей;

- выдвижение стратегии поведения для семьи (например, в случае девиантного поведения детей на них возлагается забота о родителях). Стратегии повеления могут быть адаптивными и неадаптивными, выдвигается адаптивная.

Техники направлены на изменение последовательности коммуникативных актов, которые поддерживают проблему через задания и директивы терапевта в двух видах: прямые ориентированные на сотрудничество членов семьи и адаптивное поведение и парадоксальные, направленные на усиление симптома и неадаптивное поведение, используются при сильном сопротивлении.

Методы стратегической семейной психотерапии:

1. Бригадный метод - с семьей работают несколько разнополых психотерапевтов, а другие наблюдают за их работой с помощью одностороннего зеркала. Потом идет совместное обсуждение проблемы между терапевтами и ставится задача для семьи.

2. Метод одностороннего зеркала - наблюдение вне комнаты за семьей. Метод ввел в 1953 г. Чарлз Фулуэйлер.

3. Идея народной терапии - люди, которым помогла семейная терапия, сами становятся терапевтами, не имея специального образования.

4. Метод включенного супервидения - связь с терапевтом по телефону.

5. Бееда и обсуждение проблемы со всеми членами семьи.

Частота сессий - один раз в месяц (семья в течение месяца апробирует новые модели поведени), продолжительность работы - 10 сессий. Участвуют все члены семьи, живущие под одной крышей.