ПОРЯДОК УВОЛЬНЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА С СУДКА НА БЕРЕГ

Важное значение имеет вопрос об увольнении членов экипа­жа с судна на берег, так как количество людей, присутствую­щих на каждый данный момент на борту, определяет уровень способности и степень готовности к успешной борьбе за живу­честь судна при всяких неожиданностях и чрезвычайных обстоя­тельствах. Устав службы требует, чтобы на борту всегда оста­валась часть экипажа, способная обеспечить безопасность судна и ею эксплуатационную деятельность. Количество, членов эки-

5 Зак.153 10Б'

иажа, оставляемых на борту, в зависимости от условий" стоян­ки, колеблется от одной пятой до двух третей штатного состава. При стоянке в закрытом порту, когда судно ошвартовано у при­чала, рекомендуется оставлять на борту не менее одной пятой экипажа, а во время стоянки на рейдах — не менее одной тре­ти. Но это лишь минимальные нормы, и они ни в какой мере не ограничивают право капитана увеличивать число моряков, ос­тавляемых на судне для обеспечения его безопасности. Так, ня' судне, имеющем огнеопасные или взрывоопасные грузы и тем^ более производящем их погрузку или выгрузку, количество ос.-' тавляемого на борту экипажа по усмотрению капитана может быть доведено до половины или более, причем в этом составе обязательно должен находиться старпом или второй помощник, если сам капитан отсутствует.

Приемка или передача жидкого бункера, погрузка или вы­грузка опасного груза также требуют от личного состава повы­шенной способности в борьбе за живучесть судна. В таких слу­чаях число постоянно присутствующих на борту людей должно быть увеличено до половины общего количества экипажа.

Условия рейдовых стоянок бывают самые различные. Сте­пень опасности стоянок на открытых рейдах или в незащищен­ных портах зависит от целого ряда факторов: бассейна и района местонахождения; конфигурации береговой черты и защищен­ности данного пункта; времени года и гидрометеорологических особенностей зоны пребывания; прогноз погоды на предстоя-едий период; надежности якорного устройства судна и готовно­сти его' машинной установки и т. д. Решая вопрос о количестве членов экипажа, которых следует оставить на борту, чтобы обеспечить безопасность судна, капитан должен учитывать все эти факторы и ориентироваться всегда на худший вариант стечения обстоятельств. В подобных условиях капитан вправе задержать на судне до двух третей экипажа или вовсе запре­тить, увольнение людей на берег. Судно, стоящее на рейде, ка­питан может оставить только на старшего помощника или, как;

исключение, на второго штурмана, сообразуясь при этом с об-:

гтановкой в учитывая опыт и индивидуальные способности пос­леднего.

В дни народных и революционных праздников число членов экипажа, оставляемых на судне, надо увеличивать, независимо от того, где стоит судно — на рейде или у причала. Из стар­ших командиров в эти дни на борту обязательно должны нахо­диться капитан либо старпом, стармех либо второй механик.

На малотоннажных судах с экипажем до десяти человек яри стоянке в обычных условиях необходимо оставлять на бор­ту не менее трех человек, а в сложной обстановке — не менее половины команды, причем в их составе должны быть судово­дитель, механик и рулевой.

У№

Порядок, очередность и норму увольнения членов экипажа на берег устанавливает капитан или по его поручению старший помощник.

Во время стоянки вся ответственность за безопасность судна и находящихся на борту груза и людей, а также за нормальную внутрисудовую и иную производственную деятельность лежит на вахтенном помощнике капитана. Поэтому именно он в пер­вую очередь обязан знать, сколько людей на каждый данный момент присутствует на борту и может быть при необходимости-поднято по тревоге или обычной команде для выполнения тех пли иных авральных либо аварийных работ. Устав службы обя­зывает вахтенного помощника «вести учет увольнения и возвра­щения с берега лиц судового экипажа в журнал-е увольнения. О несвоевременной явке с берега членов экипажа докладывать-капитану».

Организация труда и отдыха командиров и рядовых членов экипажа, учет их рабочего времени и использования ими вы­ходных дней лежат на обязанности соответствующих руководи­телей команд: старшего помощника, старшего механика. Эти функции они могут под своим повседневным контролем пору­чать соответственно боцману, второму механику и т. д. Но, пре­доставляя подчиненным выходные дни либо освобождая их пе тем или иным причинам от работы, непосредственные начальни­ка, как правило, меньше всего интересуются, где эти свободные от вахт и текущего труда люди будут проводить свой отдых: на борту или на берегу. Для вахтенного помощника это совсем не безразлично, и он будучи в отсутствие капитана .и старпома старшим на судне лицом имеет право, если того потребует об­становка, в любой момент задержать на борту любого членя экипажа.

Таким образом, если каждый непосредственный начальник, распределяя своих людей по графику на вахты или плановые работы, заботится прежде всего о подведомственном ему уча­стке, то вахтенный помощник, отвечая за судовую службу в целом, исходит из общих задач и решает эти вопросы в более широком плане. Отсюда ясно, что увольнением личного состава с судна на берег занимается в основном <лишь вахтенный по­мощник.

На флоте существует порядок, в соответствии с которым лица рядового и младшего командного состава при увольнении на какое бы то ни было время с судна на берег, имея на то сог­ласие своих непосредственных начальников, обязаны перед тем, как покинуть борт, получить у вахтенного помощника разреше­ние на оставление судна. Лица среднего и старшего командного состава, отлучаясь с судна с разрешения своих непосредствен­ных начальников, обязаны ставить об этом в известность вах-эенного помощника. По возвращении на судно все члены экипа­жа, в том числе и командиры, должны сообщать об этом вах-

5s107

-генному помощнику, который делает в журнале соответствую­щую отметку.

В день отхода судна в рейс весь личный состав обязан быть на борту ко времени, назначенному капитаном. Рекомендуется, чтобы в этот день с утра был объявлен час, к которому должны все собраться на судне. На самом трапе вывешивается доска, на которой крупными буквами и цифрами записывается это же объявление. Рекомендуется также поднимать на судне так на­зываемый «Отходной флаг» — по Международному своду сиг­налов буква «П». Этот флаг должен быть поднят под клотиком, и он означает: «Все должны быть на борту, так как судно ско­ро снимается».

Уставом службы определено, что «при уходе капитана с суд­на вахтенный помощник провожает его до трапа. При возвра­щении капитана вахтенный штурман встречает его у трапа и докладывает ему о состоянии судна, производимых работах и имевших место происшествиях».

Цель первой части данного требования заключается в том, что капитан, сходя с борта, может дать вахтенному помощнику в самый последний момент те или иные распоряжения и указа­ния, касающиеся, например, изменения порядка и нормы уволь­нения личного состава на берег в связи, скажем, с усложнив­шейся обстановкой. Во исполнение такого приказания капитана .вахтенный помощник должен тут же сократить число уволь­няющихся, запретив некоторым морякам отлучаться с судна, хотя они и получили ранее от своих непосредственных началь­ников разрешение на увольнение. В этом и состоит смысл по­ложения, при котором каждый член экипажа, увольняясь с суд­на на берег, обязан получить на то разрешение вахтенного по­мощника.