ВАХТЕННЫЙ ПОСТ У ТРАПА

Вахтенный пост у трапа судна по значению один из весьма важных и ответственных. Устав службы на этот счет гласит:

«При несении вахты у трапа вахтенный матрос осуществляет контроль за посещением судна, неотлучно находясь у трапа и не допуская на судно посторонних лиц без разрешения вахтен­ного помощника капитана».

Уровень службы на стоянке судна во многом зависит от то­го, насколько хорошо оборудован вахтенный пост у трапа. Надо. чтобы с этим постом, прежде всего была налажена надежная внутрисудовая и внешняя телефонная связь; чтобы вахтенный матрос имел в своем распоряжении средства вызывной сигнали­зации, например общесудовой звонок, губной свисток и т. д., а также ручной фонарик, чтобы сам пост был хотя бы в какой-то степени защищен от осадков и ветра при помощи тента и бре­зентовых полок; чтобы он надлежащим образом освещался. Не­далеко от поста должен располагаться замыкатель судовой ава­рийной сигнализации, состоящей из звонков громкого боя, и желательно, чтобы тут же был смонтирован микрофон радио­трансляционной командной установки. Возле трапа следует держать спасательный круг с концом достаточной длины.

Вахтенному матросу, как и вообще любому члену экипажа, положено знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме этого, важно всегда быть осведом­ленным. кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Для этого у трапа устанавливается так называемая Доска вахтенной службы (рис. 4). Левую ее часть заполняет в 8 ч утра вахтенный по-

мощник; она содержит дату и фамилии лиц, назначенных на су­точную вахту по палубе, машине и т. д., а также на пожарную вахту. Правая сторона доски состоит из двух граф: «на судне» и «на берегу». В эти секции вложены таблички, на которых зна­чатся должности всех командиров судна. Таблички свободно передвигаются из одной секции-графы в другую,

доска ВАХТЕННОЙ СЛУЖБЫ  
27 июня 1969г. На судне На берегу  
ВАХТ. ПОМОЩНИК: ВАХТА У ТРАПА: 1. .. • .,,,.. • Капитан      
    Старпом °  
2. 2. • 1-й пом.      
fr  
ВАХТ. МЕХАНИК: ИЩА В МАШИНЕ: •) - - 2-й пом.      
3-й пот »  
• fy-й по ч •  
2.  
3. •Нач. рации «  
»  
ВАХТ. ЭЛЕКТРИК: Т 2-й рад исто  
• Стармех  
ПОЖАРНАЯ ВАХТА: 1  
о 2-и мех.  
3-й чех о      
2. .  
3 • Ц-и мех о  
1- .  
• Эп мех в  
    о Вра ч  
боцман      

 

Рис. 4

Каждый раз, как только тот или иной командир сходит с борта либо возвращается с берега, вахтенный матрос передвич гает соответствующую табличку в нужную сторону. Это позво­ляет ему в любой момент ответить, кто из лиц комсостава нахо­дится на судне, а кто отсутствует.

Вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения вахтенного помощника или дежурного команди­ра пропускать на борт кого бы то ни было из .посторонних лиц. Если -поставленный на вахту к трапу матрос новый на судне ра­ботник или является вачманом и поэтому не всех членов экипа* жа знает в лицо, то его нужно снабжать судовой ролью, чтобы он мог проверить, служит ли данный человек на судне.

Порядок допуска на судно посторонних или должностных лиц состоит в следующем. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает вахтенного помощ­ника или дежурного командира. Последний 'проверяет у при­бывшего документы и выясняет у него цель посещения судна. Если 'вопросы, с которыми прибыло данное лицо, выходят за пределы компетенции вахтенного помощника, то он узнает, к кому из судового состава хотел бы пройти посетитель.

У определенной части береговых работников, имеющих то или иное отношение к деятельности морского флота, с давних пор укоренилось превратное мнение, что на судне по всякому поводу следует обращаться только к капитану и чго только он должен разрешить любой, даже мелкий, порою самый пустяко­вый вопрос, поэтому посетители обычно просят провести их именно к капитану или по крайней мере к кому-либо из стар­ших командиров. Но часто бывает так, что они заняты более важными и неотложными делами. Вахтенный помощник должен учитывать это и прежде чем пропустить посетителя, обязан по телефону или лично докладывать капитану или иному команди­ру, кто и с какой целью прибыл на судно, а затем уже дейст­вовать так, как ему будет приказано.

Каждый прибывший на судно по частному делу или слу­жебному вопросу обязан предъявить вахтенной службе доку­мент, удостоверяющий его личность. Этот документ хранится у вахтенного помощника или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна.

Кто бы ни прибыл на борт вахтенный помощник (дежурный командир) обязан сопровождать его от трапа до самой каюты, куда направляется посетитель. Обратное сопровождение до тра^ па осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо вахтенный помощник, если ему будет дано такое поручение.

Если постороннее или должностное лицо при оставлении боота почему-либо не сопровождает вахтенный помощник (де­журный командир), то вахтенный у трапа матрос обязан выз­вать последнего для доклада ему, что человек сошел с судна. Такой доклад можно сделать и по телефону.

При посещении судна членами правительства, министром морского флота и его заместителями, начальником пароходства или соответствующими ему по рангу руководителями и его за­местителями вахтенный у трапа для встречи этих лиц немед-

ленно вызывает капитана судна. При вызове капитана вахтен­ный помощник также обязан выйти к трапу.

Капитан лично встречает этих лиц у трапа, приветствует и отдает рапорт. В рапорте указывается наименование судна, краткие сведения о прошедшем рейсе, текущей работе и экипа­же корабля. В конце рапорта сообщается фамилия капитана. Примерная форма рапорта: «Товарищ заместитель министра морского флота, теплоход «Итуруп» прибыл в порт 10 мая, рейс на Кубу прошел благополучно, ^сейчас производится выгрузка сахара, экипаж на борту, капитан Харитонов».

Пт)и предварительном извещении об официальном прибытии на судно кого-либо из высших государственных должностных лиц весь экипаж, за исключением вахтенных, одевается по уста­новленной форме и выстраивается к назначенному сроку в ука­занном месте для встречи прибывающего. В момент, когда при­бывший вступит на трап, капитан подает команду: «Смирно!», а когда он взойдет на борт—отдает ему рапорт. Лица команд­ного состава, в том числе и капитан, прикладывают правую ру­ку к головному убору. Одновременно производится подъем стеньгового Государственного флага Союза ССР или флага министра соответственно.

На приветствие прибывшего экипаж судна отвечает:

«Здравствуйте!». По окончании приветствия капитан с разре­шения прибывшего подает команду «Вольно!» и если не посту­пит от него никаких иных распоряжений, то подается команда «Разойдись!».

Во время стоянки в заграничном порту при посещении судна официальными лицами иностранного государства, о встрече ко­торых предупредило посольство или консульство Союза ССР в данной стране, капитан встречает этих лиц на палубе у трапа и представляется, называя свою должность и фамилию.

При оставлении судна официальными должностными лица­ми капитан провожает их до трапа.

Устав службы на судах определяет также порядок встречи капитана судна в обычных повседневных условиях (подробно об этом сказано в конце § 25).

О предстоящем посещении судна членами правительства, министром и его заместителями судовую администрацию обыч­но предупреждают заранее. Начальник пароходства и его заме­стители могут прибыть на борт в любой момент, без предвари­тельного уведомления. В случае когда вахтенный матрос знает руководителей пароходства в лицо, то пропускает их на судно без проверки документов, если эти посетители не захотят ждать прихода к трапу вахтенного помощника. Когда вахтенный у тра­па лично не знает старших лиц управления пароходства, он про­веряет у них документы, после чего пропускает на судно, опять-так?! не дожидаясь прихода вахтенного командира. Однако вы-

зов вахтенного помощника или дежурного командира во всех! этих случаях производится обязательно для того, чтобы доло-| жить о прибывших на борт руководителях пароходства. | Вызов к трапу осуществляется следующей системой сигна-iJ лизации: :

для вызова дежурного командира—1 звонок (свисток);

для вызова вахтенного помощника—2 звонка (свистка);

для вызова капитана—3 звонка (свистка).

При сходе капитана с борта и возвращении его на суднщ также подается 3 звонка (свистка); по этому сигналу вахтен-3 ный помощник немедленно и быстро выходит к трапу, i

На вахте у трапа матросу категорически запрещается ухо­дить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо! работ или поручений без разрешения вахтенного помощника. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтен­ный матрос вызывает вахтенного помощника или дежурного командира и просит у него на это разрешение. На период от­сутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник (дежурный командир), либо он поручает этот пост другому матросу.

Вахтенный матрос, стоящий на посту у трапа, должен быть одетым строго по утвержденной форме и иметь нарукавную повязку. Ему запрещается находиться на посту без головного убора. Неопрятный вид вахтенного — признак низкого уровня организации службы и слабой требовательности к людям на данном судне.

В зимние морозные дни и ненастную погоду вахтенному у трапа выдается соответствующая теплая или непромокаемая одежда и обувь.

Курить вахтенному у трапа при входе на судно илисходе сборта посторонних или должностных лиц, а также капитана, старших и других командиров нельзя.

Перед заступлением на вахту к трапу матрос получает от вахтенного помощника обстоятельный инструктаж. Смена вах­тенных производится только у трапа в обязательном присутст­вии вахтенного помощника или дежурного командира, причем этот акт сопровождается рапортами. Сдающий докладывает:

«Матрос такой-то вахту у трапа сдал!», а принимающий повто­ряет то же со словом «принял». Заступая на вахту, матрос дол­жен ознакомиться со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.

Во время несения вахты у трапа матрос наблюдает за окру­жающей обстановкой на судне и около судна, в районепоста. О всех отклонениях, которые могут отразиться на охране и бе­зопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос не-

i04

медленно докладывает вахтенному помощнику и затем дейст­вует по его указанию.

При выносе с судна вещей или каких-либо предметов вах­тенный у трапа проверяет наличие у их владельца должным образом оформленного пропуска. При отсутствии такового за­держивает человека и вызывает вахтенного помощника.

В случае возникновения" ложар а на судне или вблизи нега, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных проис­шествиях вахтенный матрос самостоятельно и немедленно объ­являет по судну тревогу, используя для этого звонки громко­го боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знагь способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на, берегу. При тревогах вахтенный у трапа остается на своем посту, не допуская на суд­но посторонних лиц. Он может покинуть пост лишь 'по указа­нию капитана, старпома или вахтенного помощника.

В период рейдовой стоянки судна вахтенный матрос должен неотлучно находиться на верхнем мостике или палубе, в месте, установленном вахтенным помощником. Он обязан следить за окружающей обстановкой, подходом :к борту и отходом плав-средств; принимать у них или отдавать концы, но лишь в таких районах, откуда пост у трапа хорошо просматривается; наблю­дать за сигналами береговых постов, а также судов как прохо­дящих мимо, так и стоящих вблизи на якоре; следить за якорь-цепью, проверяя, не дрейфует ли судно; промерять глубину под, кормой, а "также измерять высоту воды в льялах; отвечать на. салют других судов; производить по указанию вахтенного по-мощника систематические обходы по судну, докладывая о ре­зультатах такого патрулирования; выполнять все другие пору-§ чения вахтенного помощника и обязанности, предусмотренные Уставом службы на судах.

О всех недостатках, происходящих событиях и изменениях в;

обстановке как на самом судне, так и вне его он должен не­медленно докладывать вахтенному помощнику, принимая одно­временно'надлежащие меры, диктуемые сложившейся ситуаци­ей и доступные ему самому.