ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АДАПТАЦИИ ГЛАЗА

Факторы, снижающие степень видимости (туман, снег, дождь, дымка и т. д.), чрезвычайно осложняют наблюдение на. море, В ночное время условия наблюдения также ухудшаются, причем они имеют свои особенности.

Обязанности вахтенного помощника на ходу судна склады­ваются из двух основных в равной степени важных функций. Во-­первых, он выполняет различные вычислительные операции, ре­шает штурманские и иные задачи, осуществляет контроль за по­ложением судна и ведет счисление его пути но навигационной карте. Во-вторых, он наряду с вахтенным матросом обеспечивает визуально-слуховое наблюдение за окружающей обстановкой, используя соответствующие технические средства. Иными сло­вами, штурману приходится чередовать эти два вида деятель­ности: то работать в рубке над пособиями и картой, то выходить и оставаться на открытой части мостика. Такой образ действий штурмана сопряжен в темное время суток с известным явлением адаптации глаза. Адаптацией зрения называется изменение чув­ствительности глаза в зависимости от пребывания его на свету или в темноте. Понижение чувствительности зрения при свето­вом раздражении называется приспособлением, или адаптацией глаза к свету, а увеличение чувствительности по мере пребыва­ния в темноте называется приспособлением глаза к темноте, или темновой адаптацией глаза.

Световая адаптация происходит значительно быстрее темно­вой и она занимает при средних яркостях света 1—3 мин (темновая адаптация не менее 5—7 мин).

Из сказанного видно, что явление адаптации зрения имеет важнейшее значение для ночных наблюдений. Для того чтобы чувствительность глаза в темноте была в течение вахты на оди­наково высоком уровне, зрение наблюдателя -не должно подвер­гаться воздействию света. Однако по условиям деятельности вахтенный штурман не может избежать периодических, хотя и непродолжительных, засветов глаза во время работы в рубке над картой или с приборами. Задача в данном случае, очевидно, будет состоять в том, чтобы устранить или по крайней мере мак­симально ослабить влияние засвета.

Известно, что нарастание чувствительности зрения в темноте происходит гораздо быстрее после пребывания его в условиях слабого освещения. По данным научных исследований, красный световой раздражитель слабо действует на сетчатку глаза — в несколько десятков раз слабее, чем белый.

Из изложенного видно, что характер освещения штурман­ской рубки, где приходится периодически работать вахтенному помощнику, а также всех приборов рулевой рубки имеет исклю­чительно важное значение. Надо стремиться, чтобы это осве­щение лежало в пределах оптимума со всех точек зрения.

Как известно, освещение подразделяется на два вида: общее

местное. Общее предназначено для одновременного освещения как рабочей поверхности, так и всего прочего помещения, ' "стное—только для сравнительно небольшого пространства

мого рабочего места, как, например, для части штурманского

стола, занятого картой.

Общим освещением штурманской рубки в ночное время на ходу судна пользоваться не рекомендуется. Местное освещение над штурманским столом устраивается в виде специального бра,| отражающего пучок света вниз на стол. Лампа получает питание через реостат, позволяющий уменьшать или увеличивать силу света. На рефлектор насаживается откидной красный ил1 оранжевый светофильтр.

Вахтенному помощнику при кратковременных посещения:

штурманской рубки для расчетов и нанесения точки на карту рекомендуется постоянно держать бра под фильтром. В крайнее случае при отсутствии фильтра силу света бра необходимо уменьшать реостатом настолько, чтобы, с одной стороны, мож­но было свободно работать над картой, а с другой — чтобы сни­жение чувствительности зрения было сведено до минимума. Это нужно для того, чтобы глаз все время был адаптирован к тем­ноте.

Освещение картушек компасов, машинных телеграфов, ци­ферблатов и табло различных приборов и установок как в рулевой, так и в штурманской рубках следует уменьшать до ми­нимального предела, позволяющего лишь различать отсчеты или показания, с тем, чтобы исключить отрицательное воздействие этого освещения на темновую адаптацию глаза судоводителя. Во время пеленгования каких-либо объектов свет на компасах или репитерах также нужно ослаблять. Экран радиолокатора при обзорах ночью не должен иметь сильную засветку. Настраи­вая прибор, надо умело пользоваться ручкой «Яркость», уста­навливая ее каждый раз в оптимальное положение. Освещение шкал включается лишь на кратковременный момент, когда не­обходимо прочесть отсчет пеленга или курсового угла, и обычно только на одну ступень.

Темновая адаптация зрения играет важную роль в обеспече­нии безопасного плавания, и данному вопросу следует уделять самое серьезное внимание. Адаптация глаза к темноте—это процесс медленный, длящийся десятки минут, отсюда понятно, какую опасность представляет собой яркий свет при ночных на­блюдениях на судне. Стоит недолго пробыть в освещенном поме­щении или посмотреть на источник яркого света, например луч прожектора, как адаптация к темноте будет сразу утрачена, и на восстановление чувствительности глаза потребуется много времени.

В Уставе службы на судах морского флота сказано, что «но вызову вахтенного помощника капитан обязан немедленно вый" ти на мостик и в случае неблагоприятных условий плавания на­ходиться там до тех пор, пока это необходимо, независимо от времени суток». Обычно подобные вызовы поступают в сложных ситуациях, при расхождении с встречными либо обгоняемыми судами. Если в дневное время капитан, поднявшись на мостик, способен сразу оценить обстановку, принять соответствующие

решения и выдать команды, то ночью он оказывается в затруд­нительном положении, так как первые 5—7 мин его зрение поч­ти полностью лишено световой чувствительности. Вахтенный штурман должен учитывать это важное обстоятельство. В тем­ный период суток при обнаружении судов либо иных опасностей он обязан немедленно докладывать об этом капитану, с тем что­бы последний мог заранее выйти на мостик и дать возможность глазу в какой-то степени адаптироваться к темноте.

Капитану во время пребывания во внутренних помещениях рекомендуется всячески избегать яркого засвета своего зрения. Ночью ему не следует включать в каюте освещение, тем более яркое; коридоры, по которым капитан проходит на мостик, дол­жны быть затемнены или оборудованы светильниками с красны­ми плафонами.

Острота зрения, т. е. способность видеть далекие предметы и различать их тонкие и мелкие но угловым размерам детали, у разных людей различна Не одинакова у них и способность к адаптации зрения. Известно, например, что темновая адаптация значительно изменяется при гипертонической болезни. Это изме­нение проявляется в виде замедления процесса нарастания све­товой чувствительности и уменьшения конечных ее величин. Скорость и степень темновой адаптации снижается также и с возрастом.

Принимая во внимание все эти факторы, следует рекомен­довать, чтобы у капитана был свой отдельный многократный бинокль, заранее настроенный под его глаза. Такой бинокль сле­дует хранить в специальном и удобном месте на мостике с тем, чтобы капитан, прибыв по вызову, мог сразу, без предваритель­ной настройки, использовать его для наблюдения.

Немаловажное значение при ночном обзоре имеет затемнение судна. Нельзя допускать, чтобы на палубу пробивался какой-либо свет, даже от слабых источников или отраженный. В обя­занности вахтенной службы входит обеспечение полной темноты как на самом ходовом мостике, так и впереди него. Впередсмот­рящие на баке и другие наблюдатели, где бы они не размеща­лись, должны воздерживаться от курения и зажигания спичек. Использование ручных фонарей для каких бы то ни было целей допускается лишь в крайних случаях по разрешению вахтенного помощника.

Самые чувствительные места сетчатки лежат не в центре по­ля зрения, а несколько сбоку, на периферии глаза. Это обстоя­тельство ^определяет так называемое «боковое зрение». Суще­ство его заключается в том, что ночью слабый огонь прямым взглядом в точку его источника не обнаруживается, а стоит на­блюдателю отвести свой взор несколько в сторону, как данный свет будет четко воспринят боковой частью сетчатки глаза. Хо­рошо натренированные наблюдатели успешно пользуются этим свойством зрения, вовремя обнаруживая опасность. Они в та-

ких случаях направляют взор не в ту точку горизонта, где ожи­дается огонь, а несколько вбок от нее.

Ночному наблюдателю приходится смотреть то на яркий свет, то в темноту, как, например, штурману при работе с лока­тором, поэтому следует пользоваться попеременно то одним глазом, то другим. Так, можно смотреть на экран только левым глазом, закрывая правый, который сохранит темновую адапта­цию и позволит хорошо видеть в темноте, хотя левый глаз и бу­дет в какой-то мере ослеплен светом. Этот способ дает неплохие результаты, но без предварительной тренировки быстро утомля­ет зрение наблюдателя.