Теоретические подходы
Теоретический уровень связан с введением существенно неэмпирических конструктов (§ 1.4). Вследствие использования сложных интерпретирующе-объясняющих схем гуманитарное исследование часто может
Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. С. 60-65.
выглядеть как преимущественно теоретическое развитие какой-либо идеи — гипотезы, типологизирующего проекта, нарративного сюжета. Но в этих условиях появляется опасность существенного размягчения общенаучных стандартов. Иными словами, здесь как бы теряют обязательность такие требования, как опора на факты, анализ исходных предпосылок, внимание к тому, чтобы соблюдались последовательность и методологическая целесообразность при введении неэмпирических сущностей, допущений, определений. В связи с этим вновь хотелось бы напомнить о предостережениях В.В. Леонтьева против бездумного и неграмотного теоретизирования в социальных науках (см. § 3.3).
.Использование теоретических конструктов в гуманитарных науках вызывает к жизни проблемы того же плана, что и в естествознании. Типичной является проблема обоснованности как введения того или иного конструкта, так и круга тех функций, которые должен выполнять конструкт и теория в целом. Теоретизация в гуманитарных науках отсылает к обширному спектру вопросов, подобных соответствующим темам естествознания: с какими первичными феноменами имеет дело исследователь, следует считать их наблюдаемыми или ненаблюдаемыми, каков онтологический статус тех сущностей, которые постулируются в теоретических гипотезах, насколько адекватны используемые конструкции для решения проблем той или иной научной области. Например, с работы Милтона Фридмана «Методология позитивной экономики» (1953) была начата 30-летняя дискуссия о статусе теоретических конструктов и о точке зрения инструментализма в экономике. Хотя она носила во многом запутанный характер, в целом была осознана необходимость широкого использования в социальных науках (в частности, в экономике) теоретических сущностей.
Вообще теоретическое звено в гуманитарных науках несёт весьма важную нагрузку. Организующая функция исходных теоретических схем и установок видна здесь даже ярче, чем в естественных науках. В чем она состоит? Дело в том, что гуманитарное знание вырастает из самой ткани повседневной жизни, из социальных запросов, из дотеоретических позиций исследователя. Исходная установка гуманитария выступает фильтром, с помощью которого в его поле зрения попадают те или иные явления, вызывающие в нем познавательный интерес. Исходная дотеоретическая установка определяет также начальную интерпретацию изучаемых феноменов, исходное понимание их значения, их первичную оценку. Отметим, что даже терминология общественных наук часто вырастает непосредственно из обыденной жизни. Поэтому существенная часть первоначальной концептуализирующей работы по уточнению смысла терминов, выбору рабочей гипотезы
и определению исходных позиций должна быть проведена ещё до начала эмпирического анализа. Иными словами, необходимо теоретически размежеваться с неоформленной и необозримой сферой обыденного мышления. Для того чтобы исследование продвинуло наше знание дальше начальных представлений здравого смысла, требуется теоретическая перспектива с действительно плодотворным потенциалом.
Оформленные и развитые теоретико-методологические установки выступают в виде подходов и направлений. Их наработано в гуманитарном регионе достаточно много. Назовём для примера такие вполне укоренившиеся теоретические традиции, как функционалистская, интеракционистская — в социологии; психодинамическая (психоаналитическая), когнитивистская, бихевиористская, гуманистическая — в психологии; неоклассическая, кейнсианская — в экономике. Некоторые из традиционных подходов оказываются общими для различных гуманитарных наук, т.е. приобретают междисциплинарное значение. Примером может служить феноменологическая традиция, проникшая из философии в социологию, психологию, психиатрию, правоведение, литературоведение и др.
Но теоретические подходы, даже существующие уже длительное время, находятся в гуманитарных науках под постоянным перекрёстным огнём критических дискуссий. Объяснительные матрицы, которые вводятся этими подходами, во многом служат источником новых методологических проблем. Тем более что, как правило, сторонники одной и той же традиции значительно расходятся между собой в её трактовке. Так, например, функционалистский подход (в социологии, антропологии и др.) охватывает на самом" деле множество различных концепций и порождает массу вопросов по поводу действительной ценности объяснений, ссылающихся на функцию феномена в социальной системе1. Таким образом, теоретические подходы гуманитарных наук постоянно находятся в фокусе дебатов и не могут считаться завершёнными.
Отметим также, что для гуманитарного региона характерны периодически возникающие интеллектуальные движения, приходящие из какой-то одной области, быстро распространяющиеся на широкий спектр гуманитарных дисциплин и претендующие на новую интегрирующую гуманитарную парадигму. Например, подобные междисциплинарные течения были вызваны влиянием психоанализа, структурной лингвистики, марксизма, герменевтики, системного подхода. Эти явления, видимо, говорят об изначальном родстве гуманитарных наук и об их постоянной тяге к единой теоретической платформе.
Nagel E. The Structure of Science. P. 520-525.
Революции в гуманитарных науках
Существенная трансформация фундаментальных теоретических установок в той или иной гуманитарной дисциплине тоже (как и в естественных науках) может быть названа революцией. Однако проблема революций в гуманитарных науках во многом является ещё недоработанной, т.к. очевидно, что на процессы крупных изменений в гуманитарных науках накладывается специфика гуманитарного региона как такового. Прежде всего следует отметить, что в гуманитарных науках труды их классиков играют значительно большую роль для работающих учёных (и в процессе их образования), чем роль классиков естествознания и их оригинальных работ для современных естествоиспытателей. Например, современная социология продолжает существенно опираться на работы М. Вебера, Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля, вновь перечитывая их и переосмысливая их основополагающие идеи. Иными словами, в гуманитарных науках её традиция является более актуальной, чем в естествознании; гуманитарная традиция служит для позднейших исследователей источником постоянного обращения к ней и использования её ресурсов.
Тем не менее, несмотря на все особенности гуманитарной науки, история гуманитарных дисциплин, как и история естествознания, тоже обнаруживает; периодически возникающую смену ведущих теоретических подходов, базовых концепций, парадигм. Л.А. Микешина показывает, что понятие революции можно применять к истории событий в языкознании и политэкономии1. Яркий образец фундаментального изменения в гуманитарных исследованиях являет нам становление «новой исторической науки», известно, что стоявший у её истоков Марк Блок сам осознавал, что «в основе нашего предприятия — небольшая интеллектуальная революция»2.
Для примера остановимся несколько подробнее на эволюции экономической науки3. По мнению Дж. Хикса, большие революции в экономике нечасты. Очевидным примером здесь является, конечно, революция Дж.М. Кейнса; с её масштабом можно сравнить не более двух-трёх революций в данной дисциплине. Дж. Хикс называет следующие крупные изменения в экономической науке: 1) становление классической политэкономии в работах А. Смита; 2) меньшая революция, состоящая в движении от А. Смита к Д. Рикардо; 3) две революции, произошедшие почти одновременно — рево-
' Микешина Л.А. Проблема универсальности понятия научной революции («научная революция» как понятие методологии обществознания) // Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987. С. 320-338.
2 Гуревич А.Я. «Добротное ремесло» (Первая биография Марка Блока) // Одиссей. Чело
век в истории. 1991. М, С. 83. Cohen LB. Revolution in Science. P. 558.
люция К. Маркса и маржиналистский поворот У. Джевонса, Л. Валъраса, К. Менгера. Другие исследователи говорят также о нынешней революционной трансформации экономической науки — о современном отходе от кейнсианского экономического мышления, который, наверное, будет иметь глубокие и важные последствия.
5.4. Сложности, тенденции, перспективы
Насколько предсказуемы социальные феномены!
Прежде чем говорить о тех многочисленных трудностях, с которыми сталкивается методология гуманитарных наук, следует отметить одну общую особенность социально-гуманитарных явлений, накладывающую значительные ограничения на возможности их познания. Речь идёт о той известной непрозрачности, которая в них присутствует.. Эта фундаментальная составляющая социальных феноменов была замечена прежде всего в австрийской экономической школе. Её основатель Карл Менгер (1840-1921) доказывал, что подавляющее большинство социальных институций— государство, язык, деньги и т.п. — являются ненамеренными следствиями человеческих действий. Эта важная идея была развита последующими поколениями австрийской школы. Например, видный экономист Фридрих фон Хайек считает данный факт основополагающим; социальные науки согласно фон Хайеку вообще должны заниматься в первую очередь именно этой проблемой. Ведь феномен ненамеренных следствий наших действий кладёт предел завышенным рационалистическим ожиданиям гуманитариев — теоретиков и практиков (социальных инженеров) — и представляет собой серьёзнейшую научную проблему. Данный феномен также накладывает неизгладимый отпечаток на теории в гуманитарных науках, ведь их предсказательная сила никогда не сравняется с силой естественно-научных теорий, а моделирование социальных ситуаций имеет весьма грубый характер.
Итак, гуманитарные науки оказываются существенно ограниченными в своих возможностях по той причине, что мы можем говорить лишь об ограниченной рациональности человеческих акций и вообще социально-гуманитарных явлений.
Основные трудности методологии гуманитарных наук
В § 5.2 говорилось о единой Основе жизненного мира, которая может быть понята как необозримая и неэксплицируемая сеть знаний, действий, навыков, мотивов, интуиции. Она охватывает процессы по-
вседневной коммуникации, она же является предпосылочным базисом и познавательных стратегий. Социальная жизнь носит глобально интерпретативпый характер: мы наделяем смыслами окружающую среду и самих себя, т.е. в некотором роде конструируем и себя, и своё окружение в универсуме значений; только на этой основе мы можем осознанно ориентироваться и действовать в повседневности. Это положение было ясно развёрнуто у Дж. Мида (и в развитой далее концепции интеракционизма). Исследователь как участник социальных интеракций неустранимо вовлечён в процессы жизнедеятельности общества. Он находится в исходном поле перекрёстных интерпретаций, которое невозможно покинуть.
Чрезвычайная сложность социальных взаимосвязей проявляется в работе исследователя-гуманитария в виде массы ограничений и трудностей, которые можно схематично сгруппировать в виде трёх блоков: блок установок исследователя (И), блок взаимоотношений исследователя и изучаемого объекта (И—О), блок взаимосвязей изучаемого объекта (О).
1. (И) Исследователь вовлечён в изучаемые явления. Процесс исследования опирается на неустранимый базис исходных установок.
2. (И—О) Во время интеракций исследователя и изучаемого объекта (субъекта) исследователь влияет на него самим фактом его изучения, т.е. вносит модификации в его поведение, структуру, тенденции.
3. (О) Совокупность связей в самом изучаемом явлении представляет собой невероятно сложную, многокомпонентную и многозначную структуру.
1. Комплекс сложностей, связанных с уровнем (И), концентрируется вокруг проблемы исходной позиции исследователя. В обобщённом виде эта проблема уже рассматривалась нами в связи с обсуждением фундаментальной проблемы интерпретации (§ 5,2). Что привносит с собой исследователь из начального неэксплицируемого базиса в исследовательский проект? С какими когнитивными и ценностными ресурсами он приступает к исследованию? Его познавательное продвижение оказывается изначально стеснено и ограничено множеством факторов. Например, то, что его исследование общественной жизни само является частью общественной жизни, сказывается в виде невозможности обеспечить максимальную экономическую независимость исследователя. Ведь тот, кто финансирует исследование, ограничивает, как минимум, выбор исследовательских тем. Далее здесь действуют ограничивающие факторы политической, административной, национально-культурной природы. В лучшем случае, исследователь сознает эти ограничения как внешние. В худшем — он будет неосознанно (или даже осознанно) занимать при-
страстную позицию, оказывать влияние своими ценностными установками на конечный результат исследования.
Осознание этих сложностей отразилось в виде резкой критики самих гуманитарных проектов — их ангажированности, подверженности идеологиям, зависимости от конъюнктуры. Эта проблема, как уже говорилось, остаётся достаточно острой. Стремление к максимально возможной рациональной позиции с учётом недостижимости идеального рационализма — такова общая стратегия борьбы с данным комплексом трудностей. Иными словами, необходимо, учитывая неустранимую пристрастность и субъективность исходной позиции исследователя, стараться сделать её максимально, научной. Эта задача была ярко описана ещё Максом Вебером. Он подчёркивал, что не следует оправдывать общей вовлеченностью исследователя в окружающие его социальные процессы куда более конкретные и прозаические вещи, означающие его недобросовестность и нечестность как учёного. Ведь ценностная нагруженность исследователя не оправдывает, например, его злоупотребления своим служебным положением, использования им своей кафедры и лекционных занятий для пропаганды политических направлений и т.п. Ценностная нагруженность исходных позиций и профессиональная недобросовестность — совершенно разные вещи.
Пример ещё одной типичной трудности данного уровня — зависимость познавательного продвижения от предпосылок здравого смысла. В результате проведённого исследования часто оказывается, что учёный в ходе исследования лишь эксплицирует то исходное понимание, которое он уже и так имел на; уровне здравого смысла! Этот порок ярко проявился в психологических экспериментах и был подвергнут интенсивной критике. Как замечает У. Мак-Гайр, психологи имеют тенденцию использовать лабораторный эксперимент не для проверки гипотез, а для демонстрации их очевидной истинности. При этом-гипотезы берутся настолько явно истинными, что в эксперименте проверяется уже не ее верность, а «режиссёрское искусство» экспериментатора, демонстрирующего, что лабораторные условия подобраны верно. Единственным способом решения этой проблемы является совершенствование теоретического потенциала исследователей, в т. ч. совершенствование умения продуцировать действительно плодотворные и информативные гипотезы2.
2. Сложности уровня (И—О) концентрируются вокруг взаимодействия исследователя и объекта изучения. Ещё раз обратим внимание на
1 Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века М., 1991. С. 130-153.
1 Мак-Гайр У.Дж. Ин и янь прогресса в социальной психологии: Семь принципов // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 32-49.
то, что исследователь-гуманитарии предпринимает стратегию коммуникации и интерпретации в отношении изучаемого феномена. В некотором смысле исследователь и объект изучения составляют единую систему, в которой осуществляются весьма неоднозначные, циклические интерактивные процессы. Здесь прежде всего возникает проблема артефакта в исследовании, вызванного неучтённым взаимодействием исследователя и исследуемых. Это достаточно острая тема для психологии. Так, критикуют прежде всего стандартную методику психологического эксперимента. При анализе психологического экспериментирования было выявлено множество типичных артефактов. Сюда относятся, например, эффект Розентала (влияние ожиданий экспериментатора на реакции испытуемых), эффект Хоторна (в случае знакомства испытуемых с рабочей гипотезой они непроизвольно ведут себя соответственно ожиданиям экспериментатора) и многие другие. Современные исследовательские техники ориентированы на устранение подобных искажений (методики слепого метода, двойного слепого метода и др.). Здесь, однако, возникают сложности этического плана, связанные с необходимостью «замаскированного» экспериментирования. Итак, проблема артефактов остаётся до настоящего времени настолько сложной, что, возможно, нам остаётся только признать существенную ограниченность эксперимента как исследовательского средства в социальных науках.
Критикуются также методики тестирования и анкетирования за провоцирование ситуации, в которой испытуемый демонстрирует искусственное контекстно-зависимое поведение, что искажает сам первоначальный объективизирующий замысел тестов. К этому же кругу вопросов относится проблема влияния личности интервьюера на опрашиваемого в социологии.
Далее достаточно острой для социологии является проблема влияния социального исследования на сами же социальные процессы. Общеизвестно, что опросы общественного мнения (особенно в связи с предвыборным накалом эмоций) оказывают влияние на само общественное мнение. (И это обстоятельство, как известно, осознанно используется в определённых нечистоплотных, технологиях.) К тому же типу относятся различного рода социальные прогнозы, которые сами оказываются причиной социальных изменений. Этот феномен называют, по предложению К. Поппера, эффектом Эдипа. На фундаментальном уровне тема процессов самонаблюдения и самоописания общества была разработана известным немецким социологом Никласом Луманом (1927—1998).
3. Обширная совокупность трудностей, относящихся к сверхсложности самого объекта изучения (уровень О), должна быть охарактеризована
как дефицит адекватного общего стратегического видения гуманитарной методологии. Не секрет, что в целом методология социальных исследований сложилась по образцу исследовательских практик, разработанных в естествознании. Так, например, сама логика экспериментирования — идеи квантификации (введения количественных величин), операционализации переменных, индуктивно-статистической обработки данных были полностью заимствованы из естественных наук. К сожалению, перенесение готовых эффективных приёмов заслонило специфические предметные особенности гуманитарного познания.
Перечислим в этой связи некоторые негативные моменты. Прежде всего естественно-научные методологические модели привнесли некое зауженное видение задач исследователя-гуманитария. Это отразилось в практике манипуляционного экспериментирования в психологии; в социологии аналогом этого явилась стандартная индуктивно-статистическая методология сбора и обработки эмпирических данных; в экономике имеет место гипертрофия статистики и математического моделирования. Зауженность видения изучаемого материала приводит к искусственности в постановке задач. Это поднимает проблему адекватности спланированных познавательных ситуаций самому изучаемому объекту; данная проблема называется, как уже говорилось в § 2.4, проблемой внешней валидности. Помимо прочего, общим недостатком этой распространённой практики является отсутствие прямого анализа феноменов, на что многократно указывали многие крупные учёные. Например, об этом говорит экономист В.В. Леонтьев; Д. Кэмпбелл в социальной психологии защищает необходимость качественного анализа, который не может быть заменён никакими количественными методиками.
Сами применяемые приёмы эмпирических исследований, ориентированные на простую схему «стимул — реакция» (или «независимая переменная — зависимая переменная»), на вполне рандомизированную совокупность и т.п., оказались слишком «плоскими» для гуманитарных феноменов. Критики отмечают необходимость учитывать сложные переплетения взаимодействий между изучаемыми переменными, петли обратной связи, двусторонние каузальные зависимости, слабодискретизируемые процессы и структуры, явления самоорганизации, состояния, описываемые в многомерных пространствах признаков и т.п. На основе критического пересмотра методологии социально-гуманитарных исследований произошли, начиная с 1960-х гг. некоторые изменения в технике эмпирического анализа. Так, было осознано, что однофакторные эксперименты и выравнивающие дескриптивно-статистические процедуры должны быть заменены многофакторным экспериментированием, методами шкалирования качественных данных и т.п. Важную роль сыграло расши-
рение новых дизайнов эксперимента на ситуации, плохо рандомизируе-
мые и вообще слабо поддающиеся контролю исследователя, т.н. техника квазиэкспериментирования (см. § 2.4).
Что же касается сложностей теоретизирования в гуманитарных науках, то они связаны с трудностями обобщения, выделения значимых факторов, полиинтерпретируемостью исходного материала — социально-исторического, психологического, экономического и т.п. Сегодня практически общепризнанным, является отказ от поиска решающего фактора, которым раньше занимались гуманитарии (вспомним, например, попытки психологов найти решающееопределение интеллекта). Осознано, что мир человеческого бытия изначально многопланов. В этой связи широкий интерес сегоднявызывают работы М.М. Бахтина (1895-1975), подчёркивающие полифонический характер гуманитарных феноменов. Свой собственный подход он развил применительно к литературоведению, но адресован эти принципы и гуманитарной науке в целом; Бахтин указывает на необходимость деликатного обращения с социокультурными феноменами, предупреждает о соблазнах преувеличенного методологизма, напоминает,о сложности как самих гуманитарных явлений, так и процесса диалогической исследовательской встречи с ними.
Традиционными затруднениями являются также проблемы, связанные с поиском фундаментальных систем отсчёта, позволяющих понять социальную жизнь и действия её участников. Такова, например, проблема разрыва .между макро- и микроуровнями социальных явлений (например, макро- и микроэкономика, макро- и микросоциология). Она вырастает из понимания того, что конечными носителями действий, субъектами принятия решений являются индивиды, а не социальные институты. Отсюда черпает свои установки общая теоретическая позиция, которую называют методологическим индивидуализмом. Однако она сталкивается с различными проблемами (например, проблемой обоснования макроэкономики в терминах индивидуальных решений), что приводит к критике со стороны холистски-ориентированных социальных, подходов; однако у холизма проблем,пожалуй, возникает ещё больше.
Традиционно сложной остаётся также проблема значимого объяснения. Уже говорилось, что гуманитарные науки отличаются многообразием различных структур и способов объяснений, которые часто переплетаются в единой концепции в замысловатую ткань. Комплексная природа гуманитарных объяснений связана со спецификой социокультурной реальности, с множественностью её уровней и непрозрачностью связей между ними. Феномен альтернативных объяснений одного и того же явления является яркой иллюстрацией этой проблемы. Часто трудности объяснений усугубляются также недостатком сугубо фактического конк-
ретного материала (в истории, в экономике), так что многое приходится восстанавливать гипотетически.
В социальных исследованиях ввиду сложности проблемы значимого объяснения явно виден отказ от поисков общих закономерностей, т.е. от поисков исторических, социологических и других законов. Сегодня многие исследователи довольствуются лишь установлением регулярностей, упорядочением фактов, подтверждением корреляций. Интерес концентрируется преимущественно вокруг конкретных исторических, социологических и прочих проблем. С лёгкой руки социолога Роберта Мертона локально ориентированные теории называют теориями среднего уровня. Многие гуманитарии в целом разделяют сегодня его рекомендации по использованию достаточно осторожных стратегий, нацеленных на эмпирическую опору и на весьма умеренные концептуализации. Несомненно, в этом есть свой резон. Однако это оборачивается другим недостатком — отсутствием стратегического видения гуманитарного знания и его теоретических, перспектив.
Гуманитарные науки и философия
Во многом проблематичными также продолжают оставаться отношения гуманитарных наук с философией.
Уже говорилось о том, что социально-гуманитарным исследованиям не хватает информативных гипотез, способных продвинуть изыскания существенно дальше области «здравого смысла». Но этот так необходимый всем прирост теоретизирования возможен и осуществим, прежде всего, на почве эвристически плодотворного философствования. Предубеждённое отношение многих гуманитариев к философии может быть объяснено тем, что гуманитарные науки достаточно поздно вышли из русла философии и теперь ревностно заинтересованы в поддержании статуса эмпирической науки. Однако ясно, что философия как первичное усилие рационализации в целом и как совокупность продуктивных рационализирующих концепций, в частности, сама по себе не может ввергнуть какую бы то ни было научную область в ненаучное состояние. Отказ от философии вообще — это слишком далекоидущая мера предосторожности. Здесь уместно привести точку зрения Юргека Хабермаса о том, что циклы в истории гуманитарной науки, свидетельствуют не о победном шествии объективистских начинаний, подобных нейрофизиологии, а о «превращении наук о человеке в науки философские». Хабермас уверен, что как раз благодаря отказу современной философии от своих директивных универсалистских амбиций для неё только начинает открываться поле результативной работы, когда её теоретические гипотезы могут быть развиты и проверены на деле. Ведь и теоретики-первопроходцы 3. Фрейд, Э. Дюркгейм, Дж. Мид, М. Вебер, Ж. Пиаже, Н. Хомский
исходили из продуктивных философских идей, воплощая в своих подходах некую мысль, подлежащую философскому развитию, и в то же время вопрос, доступный эмпирической проверке, но имеющий универсальный смысл. (Стоит напомнить, что сам Ю. Хабермас дал впечатляющий образец фундаментальной социальной теории с солидным философским содержанием. Его «Теорию коммуникативного действия» (1981) многие называют самой значительной обществоведческой работой второй половины XX в.)
Можно выразить эту мысль следующим образом (учитывая, разумеется, контекст вышесказанного): больше философии в гуманитарных науках!