АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЕНИЮ РЫНКА: КОМПАНИЯ «СИМЕНС ОСТКАМП» (SIEMENS OOSTKAMP)
Бельгийская компания «Сименс Осткамп» (Siemens Oostkamp), принадлежащая группе компаний Siemens Electromechanical Components, занимается производством различных электронных компонентов, таких как реле, разъемы, катушки индуктивности и других. Компания «Сименс Осткамп» является внутренним поставщиком группы компаний «Siemens Telecommunication», и одно время практически вся ее продукция продавалась среди компаний-членов группы Siemens. Однако впоследствии группа Siemens начала проводить политику заключений субдоговоров на выполнение работ с внешними фирмами. В связи с этим доля продукции, которую компания Siemens Oostkamp поставляла на внутренний рынок группы, упала до 44 процентов. В то же время на рынке электронных компонентов начала усиливаться международная конкуренция. Стечение этих обстоятельств заставило руководство компании «Сименс Осткамп» искать новые рынки сбыта.
Таким образом, в 1992-м году компания пришла к выводу о необходимости внедрения концепции kaizen на своем предприятии. Чтобы довести до руководства высшего и среднего звена, а также до руководителей подразделений, суть и методы концепции kaizen, компания провела ряд семинаров. Данный случай поможет нам узнать, как происходило внедрение концепции kaizen на практике. Внедрение концепции kaizen в компании «Сименс Осткамп» проходило в четыре этапа: (1) сбор информации о текущем положении дел, (2) выявление существующих проблем, (3) определение руководством тех целевых объектов, которые в соответствии с концепцией kaizen требовали изменений, и (4) назначение людей, уполномоченных решать поставленные проблемы с использованием соответствующих методик. В полной мере на концепцию gemba kaizen компания «Сименс Осткамп» перешла в 1993-м году, при этом в качестве базовой методики была выбрана комбинация двух элементов концепции — программы 5S и системы выполнения работ «точно-в-срок» (ЛТ —just-in-time).
В этом году директор предприятия начал развертывание стратегии по определению целевых объектов, требующих улучшения. При определении целевых объектов решено было начать с цехов предприятия. Руководством предприятия были поставлены следующие цели, требовавшие улучшений: снижение товарных запасов, процент постоянных издержек, номенклатура выпускаемой продукции, а также время выполнения заказов и надежность поставок. Все поставленные цели были выражены числовыми показателями. Кроме этого, в рамках концепции на заводе начали ежемесячно проводить аудиты. Чтобы создать движущую силу для продвижения концепции kaizen на предприятии, были организованы рабочие группы самоуправления. В работе групп должны были принимать участие все сотрудники, занятые на рабочих местах gemba. Рабочие группы самоуправления делали акцент на командном стиле работы и партнерстве, сами определяли себе задачи, реализуя, таким образом, стратегию директора предприятия, и разрабатывали методики для решения поставленных задач. Рисунок J показывает, как компания «Сименс Осткамп» представляет себе взаимосвязь руководства предприятия и низшего рабочего звена в свете концепции kaizen. .
Высшее руководство |
Gemba Время
РИСУНОК J.Политика управления превращается в вовлечение рабочих в процесс управления.
В результате этих действий компании «Сименс Осткамп» удалось уменьшить количество товарных запасов; так, в 1992-м году их стоимость составляла 53.2 миллиона немецких марок, а в 1995-м — 37.2 миллиона. Площадь складских помещений за период с 1993-го по 1994-й год уменьшилась на 10 процентов, а величина постоянных издержек снизилась с 25.1 процента в 1992-м году до 24.8 процента в 1995-м. Номенклатура выпускаемой продукции за последующие пять лет уменьшилась на 33 процента. Надежность поставок была повышена с величины 78 процентов в 1992-1993-м годах до 83-х процентов в 1994-1995-м годах.