Методика балльного SWOT-анализа
Этапы реализации методики:
1.Определение объекта анализа: предприятие в целом, отдельные подразделения (филиалы и т. Д.) или бизнес-единицы.
2.Определение критериев отбора и отбор экспертов (анализ проводится методом экспертных оценок).
3.. Разработка формата для занесения результатов анализа факторов экспертами и итоговой формы. При необходимости можно проводить тестирование формата анализа.
2. Заполнение согласованного экспертами формата SWOT-анализа осуществляется в два этапа.
На первом этапе каждый эксперт определяет набор факторов микросреды и внутренней среды предприятия, которые, с его точки зрения, наиболее важны. Факторы оцениваются по группам: сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы рыночной среды. Данная методика предусматривает ограничения по числу факторов, оцениваемых экспертам, — обычно 3—5 по каждой группе. Заполняются внешние колонки формата по группам. На втором этапе каждый эксперт сопоставляет данные четырех групп факторов и проставляет балльную оценку возможной связи факторов по четырем группам (внутренние колонки формата).
Внешняя среда | Внутренняя среда | ||||||||
Слабые стороны (СЛС) | Сильные стороны (СИС) | ||||||||
Итого | Итого | Всего | |||||||
Возможности (ВО) | |||||||||
Угрозы (УГ) | |||||||||
Итого |
Таблица 3 – Матрица бального SWOT-анализа
Возможно использование следующей шкалы оценки в баллах:
Негативное влияние:
—3 — сильное;
—2 — среднее;
— 1 — слабое;
Позитивное влияние:
+ 1 — слабое;
+ 2 — среднее;
+ 3 — сильное;
О — влияние отсутствует.
Колонки «Итого» показывают сумму баллов по строкам матрицы, колонка «Всего» — общую сумму по строкам матрицы. Строка «Итого» показывает сумму по колонкам матрицы.
5.Подготовка итогового формата анализа микросреды и внутренней среды предприятия заключается в суммировании балльной оценки отдельных экспертов и нахождении среднего или средневзвешенного значения, если были предусмотрены рейтинговые коэффициенты для экспертов. Пример использования матрицы бального SWOT-анализа представлен в таблице.
6.Использование результатов итогового формата SWOT- анализа в процессе стратегического планирования.
7.После окончания планового периода необходимо провести оценку запланированных действий с точки зрения
8.достижения целей предприятия в рыночной среде.
Пример: SWOT –анализ российского предприятия производителя мебели
SWOT –анализ может приводиться по:
• компании в целом;
• отдельным бизнес-направлениям;
• отдельным рынкам, на которых компания функционирует
• отдельным товарно-рыночным комбинациям и др.
Рисунок 1 –Основные факторы SWOT-анализа