Цели, задачи, субъекты и объекты маркетинга.

Многие считают, что главной целью маркетинга является сбыт и его стимулирование.

Питер Друккер писал так: «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

Из этого конечно вовсе не следует, что усилия по сбыту и стимулированию теряют свое значение. Скорее всего, они становятся частью маркетинговой деятельности предприятия по достижению главной цели – максимизации продаж и прибыли.

Итак, основными целями маркетинга являются:

1. Максимизациявозможного уровня потребления – фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).

2. Максимизация уровняпотребительской удовлетворенности, т. Е. цель маркетинга – выявить существующие потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.

3. Максимизация выбора.Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора. Необходимо дать потребителю возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу и позволяют получить наибольшее удовлетворение.

4. Максимизация качества жизни.Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. Е. товар «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни. Почти все согласны, что повышение качества жизни – цель наиболее предпочтительная, но в то же время эта миссия трудна, а ее толкования порой противоречат друг другу. Между тем эту цель ставят перед собой крупнейшие в мире компании.

Задачи маркетинга могут носить как глобальный, так и частный характер.

К глобальным задачам маркетинга можно отнести:

- информированность, избирательность, эффективность покупателей в потреблении тех или иных товаров и услуг;

- координация ресурсов фирмы;

- влияние на воззрение людей и образ их жизни;

- содействие улучшению качества жизни людей.

Частные задачи зависят от способов достижения поставленной цели, ресурсов фирмы и других факторов. Масштабы маркетинга очень широки, он связан с ценообразованием, планированием, производством, складированием, упаковкой, маркировкой, сбытом, кредитованием, транспортировкой, рекламой и т.п. Поэтому перечень частных задач достаточно широк. Например, частной задачей маркетинга может быть создание оптимального канала сбыта, установление удобного для клиента режима работы магазина, определение расходов на рекламу и т.д.