Основные этапы становления и развития маркетинга

Сначала коротко, почему необходимо изучать маркетинг и в чем его актуальность?

Необходимость изучение маркетинга определяется его возрастающей ролью в жизни человека, а именно:

- реальной ориентацией развития российской экономики на регулируемые рыночные отношения;

- возрастающим интересом к маркетингу как средству жизнеобеспечения и развития субъектов рынка;

- массовым изменением в ходе проводимых в стране реформ менталитета потребителей и формированием в их сознании нового рыночного образа жизни, неотъемлемой частью которого является маркетинг.

Маркетинг вездесущ. Формально и неформально люди и организации осуществляют множество разнообразных действий, каждое из которых можно отнести к маркетингу. Хороший маркетинг стал жизненно важной составляющей финансового успеха любой организации. Он оказывает сильнейшее влияние на нашу повседневную жизнь. Маркетинг присутствует во всем, что мы делаем: от одежды, которую мы носим, до web-сайтов, которые мы посещаем, и рекламных объявлений, которые мы видим.

Маркетинг – это своего рода ахиллесова пята многих когда-то процветавших компаний. Такие, казалось бы, неуязвимые фирмы, как Levi's, General Motors, Kodak, Xerox, столкнулись с проблемой роста рыночной власти покупателей и появлением новых конкурентов и были вынуждены переосмысливать свои бизнес-модели. Даже такие лидеры рынков, как Microsoft, Intel, Nike, не могут позволить себе расслабиться.

Наибольшему риску подвергаются те компании, которые не отслеживают изменения в поведении своих покупателей и конкурентов, не увеличивают ценность своих предложений. Они придерживаются краткосрочных, исключительно коммерческих взглядов на бизнес и не ориентируют свою деятельность на удовлетворение потребностей, в целом просто не хотят нести дополнительные расходы на «ненужные» маркетинговые исследования – а в результате, такие компании теряют неизмеримо больше.

Необходимо знать и помнить – квалифицированный маркетинг это бесконечное стремление к совершенству.

Изучение любого предмета начинается с определения, которое позволяет отличать данный предмет от всех остальных. Насчитывается несколько сотен определений маркетинга. Приведем наиболее часто встречающиеся в отечественной и зарубежной литературе.

Одно из кратчайших определений маркетинга звучит так: «Маркетинг – это прибыльное удовлетворение частных и общественных потребностей». Хорошим примером маркетинговой проницательности и превращения частной и общественной потребности в прибыльный бизнес является всем нам известная компания IKEA, которая пришла к выводу, что многие потребители нуждаются в хорошей недорогой мебели, и разработала новые принципы ее дизайна, производства и торговли.

Основатель теории маркетинга Филипп Котлер представляет его (маркетинг) как социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, как индивидов, так и групп посредством создания, предложения и обмена товаров.

Один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века Питер Друкер, говорил, что маркетинг есть бизнес в целом, рассматриваемый с точки зрения конечного результата, т.е. с позиций потребителя. Успех дела определяется не производителем, а именно потребителем.

По мнению легендарного ученого и практика, гуру маркетинга Теодора риент – маркетинг не следует отожествлять с продажей товаров, задача его (маркетинга)состоит в том, чтобы поставить на рынок тот товар, в котором потребитель действительно нуждается.

Один из первых отечественных авторов работ по маркетингу Д.И. Баркан трактует маркетинг как комплекс действий фирмы в условиях рынка, превращающий нужды потребителей в доходы фирмы.

М.В. Власова считает, что маркетинг происходит от слова «market», что с английского переводится как рынок и буквально означает работу на рынке, использование его законов, изучение и удовлетворение желаний потребителей.

А.П. Панкрухин рассматривает маркетинг как философию, стратегию и тактику участников рыночных отношений и взаимодействий, когда эффективное удовлетворение запросов и разрешение проблем потребителей ведут к успеху организаций и приносят пользу обществу.

Таким образом,маркетинг – это попытка «заглянуть» в голову к потребителю, понять, что ему надо и дать ему это. Если же есть товар, но нет потребности в нем, то сделать так, чтобы эта потребность возникла.

Например: ни один человек не испытывал потребности в таком товаре, как «Кириешки», до его появления, в настоящее время товар используется как составляющая салатов, закуска к пиву и т.д.

В целом этот перечень можно продолжать и дальше. Как уже было сказано, существует множество научных определений маркетинга. Причинами такого большого разнообразия определений являются различия в самих подходах к маркетингу. С одной стороны, он рассматривается как управленческая концепция («образ мышления»), своеобразная философия предпринимательства. Этот подход основывается на следующих основных принципах: Систематизация в понимании рынка и его элементов; безусловный приоритет интересов покупателя; гибкая приспособляемость к требованиям рынка и активное воздействие на него и т.д.

Другим распространенным подходом к маркетингу является его раскрытие как «образа действий, т.е. как системы практических приемов и мер, направленных на достижения успеха на рынке.

Кроме того, маркетинг может рассматриваться как область человеческих знаний, наука со специфическим предметом исследований, область хозяйственной деятельности, специфическая функция предприятия, учебная дисциплина.