Специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
Федеральное агентство по образованию
ЛАНГЕПАССКИЙ нефтяной техникум - филиал
Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
По профессиональному модулю
ПМ.01 «ОРГАНИЗАЦИЯ МОНТАЖНЫХ РАБОТ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДВАНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА НИМИ»
Раздел 1 «Грузоподъемные механизмы. Работа с применением грузоподъемных механизмов»
Студента очной формы обучения
специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
Студент группы 4МЭ20 (С.И. Иванов)
Преподаватель ( О.А. Гринаш)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
ТЕМА: Расчет и выбор каната.
ЦЕЛЬ: Научить рассчитывать и выбирать канат, пользоваться технической документацией, воспитывать аккуратность и внимательность. Развивать техническое мышление.
ЗАДАНИЕ
Рассчитать и выбрать стальной канат для оснащения монтажной электрореверсивной лебедки ЛМС с тяговым усилием F, диаметр барабана лебедки D.
Таблица 1 – исходные данные.
Вариант | ||||||||||
F, кН | ||||||||||
D, мм |
Вариант_____
Исходные данные:
F =
D =
Порядок расчета
1. Задаемся предварительно диаметром каната dк (произвольно),
dк =
2. С учетом диаметра барабана лебедки находим соотношение D/ dк.
D/ dк. =
3. По таблице 3 определяем значение коэффициента k:
k =
если отношение D/ dк менее 12, то необходимо изменить диаметр каната.
4. Определяем расчетное разрывное усилие каната в целом
Р= Fk=
5. По сортаменту на канаты выбираем канат, разрывное усилие которого больше расчетного.
Выбрали канат:________________________________________________
______________________________________________________________
с диаметром: dкфакт =
6. Проводим проверку фактического отношения D/ dкфакт :
D/ dкфакт=
Вывод о правильности выбранного каната: ___________________________
________________________________________________________________
____________________________________________________________
(если отношение D/ dкфакт более 12,то канат выбран верно)
Контрольные вопросы
1. Какие канаты применяют в грузоподъемных механизмах?
______________________________________________________
______________________________________________________
2. Какие типы стальных канатов предусматривает ГОСТ 3241-80?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
3. Какой метод расчета применяется для расчета стальных проволочных канатов?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2
ТЕМА: Расчет каната для строповки.
ЦЕЛЬ: Научить рассчитывать и выбирать канат для гибких грузозахватных устройств, пользоваться технической документацией, воспитывать аккуратность и внимательность. Развивать техническое мышление.
ЗАДАНИЕ
Определить диаметр и выбрать канат для строповки груза массой mгр в четыре ветви (n=4 шт.) каната с расположением их под углом α= π/6 рад к вертикали (Рисунок 2).
Таблица 1 – исходные данные.
Вариант | ||||||||||
mгр, кг |
Рисунок 2 – Строповка груза
(а –четырехветвевым стропом; ; б – д –двухветвевым):
1 – груз; 2 –ветви стропа
Вариант_____
Исходные данные:
mгр, =
Порядок расчета
1. Определяем вес груза (Н):
Gгр= mгр g =
2. Определяем натяжение одной ветви каната в стропе
F=iGгр /n =
где Gгр-
n –
i –
3. Вычисляем расчетное разрывное усилие каната в целом
Р= Fk =
где k –
F –
4. По сортаменту на канаты выбираем канат, разрывное усилие которого больше расчетного, записываем его обозначение.
________________________________________________________
_________________________________________________________
Контрольные вопросы
1. Назначение съемных грузозахватных устройств.
________________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Дайте определение понятию строповка.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
3. Требования к грузозахватным устройствам.
______________________________________________________________
________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3
ТЕМА: Расчет полиспастов.
ЦЕЛЬ: Научить рассчитывать усилие в тяговой ветви каната полиспаста, определять массу груза, который можно поднять лебедкой, пользоваться технической документацией, воспитывать аккуратность и внимательность. Развивать техническое мышление.
ЗАДАНИЕ
Пример1. Определить усилие Fтягвтяговой ветви каната полиспаста, выполненного по схеме I (рисунок 2, а), при подъеме груза весом Gгр. Полиспастные блоки установлены на подшипниках качения, а отводные блоки — на подшипниках скольжения. Изгибной жесткостью каната пренебрегаем.
Таблица 1 – исходные данные.
Вариант | ||||||||||
Gгр, кН |
Рисунок 1 – Схемыполиспастов:
а - одинарный двухкратный; б - одинарный трехкратный; в, д - сдвоенные двухкратные; г - сдвоенный трехкратный.
Рисунок 2 – Расчетные схемы силовых полиспастов (I – одинарного семикратного;
II – одинарного четырехкратного)
Порядок расчета
1. Определяем кратность полиспаста а.
а =
2. Определяем количество обводных блоков n:
n =
3. Выбираем коэффициент полезного действия, пользуясь
η =
4.Рассчитать к. п. д. блока ηбл
ηбл= ηm ,
где η – .,
m – .,
5. Определить усилие Fтягвтяговой ветви каната полиспаста:
Fтяг= Gгр (1- ηбл) / [(1- ηбл а) ηc n],
где Gгр –
ηбл –
ηc –
а –
n –
Пример2. Определить массу груза, который можно поднять лебедкой с тяговым усилием Fтяг при помощи полиспаста, выполненного по схеме II (рис. 2,б). Все блоки установлены на подшипники скольжения. Изгибной жесткостью каната пренебрегаем.
Таблица 3 – исходные данные.
Вариант | ||||||||||
Fтяг, кН |
Исходные данные:
Fтяг=
Порядок расчета
1. Определяем кратность полиспаста а:
а =
2. Определить количество обводных блоков n.
n =
3. Определить вес груза
Gгр=(Fтяг · (1- η а) η n) / (1- η)=
где Fтяг –
η –
а –
n –
4. Определить массу груза
mгр= Gгр / g =
где Gгр – ,
g –
Контрольные вопросы
1.Дайте определение понятию полиспаст.
________________________________________________________________
______________________________________________________________
2.Для чего служит уравнительный блок?
______________________________________________________________
_____________________________________________________________
3.К чему приводит увеличение кратности полиспаста?
________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4
ТЕМА: Изучение конструкции башенного крана.
ЦЕЛЬ: Научить классифицировать кран, изучить конструкцию крана, воспитывать аккуратность и внимательность. Развивать техническое мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ: Макет башенного крана
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Изучить Правила безопасности (ПБ 10-382-00).
2. Классифицировать башенный кран, представленный макетом, используя извлечение из ПБ 10-382-00. Заполнить таблицу 1.
Таблица 1.
Кран | |
Классификация по типу крана | |
Классификация крана по виду грузозахватного органа | |
Классификация кранов по способу установки | |
Классификация кранов по виду ходового устройства | |
Классификация кранов по виду привода | |
Классификация кранов по степени поворота |
4. Определяем тип стрелы___________________________________.
Контрольные вопросы:
1. Какие движения выполняет башенный кран?
_______________________________________________________________
2. Какие типы стрел бывают у башенных кранов?
________________________________________________________________,
3. Как подразделяются башенные краны по способу установки у здания?
___________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5
ТЕМА: Устойчивость передвижных кранов
ЦЕЛЬ: Научиться рассчитывать устойчивость передвижных кранов, пользоваться технической документацией. Развивать техническое мышление.
Задание
Провести проверку устойчивости крана КС-5377 при действии статических испытательных нагрузок при вылете крана согласно исходным данным (Таблица 7)
Таблица 7
Вариант | Вылет стрелы L, м | Значение F,Н | Вариант | Вылет стрелы L, м | Значение F,Н | |
8,5 | 12,5 | |||||
9,5 | 13,5 | |||||
10,5 | ||||||
8,5 | ||||||
11,5 |
Ход выполнения практической работы
1. Ознакомиться с Общими положениями.
2. Исходные данные Варианта ___________:
L =
F =
3. Записать основные определения