Необходимый исходный уровень знаний.

Дата проведения занятий:_________________

Работу выполнил: ______________________________________

Работу проверил:______________ доцент Л. П. Туровинина.

Занятие №

Тема: «Пищеварительная система»

Подтема: «Поджелудочная железа. Печень».

Продолжительность изучения темы 5,5 часов

Из них на занятии 3 часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа 2,5 часа.

 

Цель:Изучить гистофизиологию поджелудочной железы и печени.

Задачи:

Знать:

1. Источники развития и основные этапы органогенеза поджелудочной железы и печени.

2. Общий принцип строения и гистофизиологию поджелудочной железы. Гистофизиологию экзокринных и эндокринных (панкреатические островки) отделов поджелудочной железы.

3. Гистофизиологию печеночной дольки, особенности кровоснабжения, источники и возможности регенерации структур паренхимы и стромы.

4. Возрастные изменения крупных пищеварительных желез.

Уметь:

1. Определять препараты печени и поджелудочной железы.

2. Дифференцировать структурные элементы поджелудочной железы и отличать ее от околоушной.

3. Дифференцировать препараты поджелудочной железы, печени свиньи и печени человека.

4. Определить на микроскопическом уровне экзокриновые и эндокриновые отделы поджелудочной железы.

5. Определять на микроскопическом уровне структуры печеночных долек свиньи и человека. Знать их отличия, уметь дифференцировать препараты печени человека и свиньи.

6. На препаратах печени - находить триады и составляющие их компоненты, отличать ядра гепатоцитов от ядер ретикулоэндотелиоцитов и клеток Купфера; собирательную вену от междольковой.

7. Анализировать на ультрамикроскопическом уровне строение гепатоцитов, холангиоцитов, клеток синусоидных капилляров, желчных канальцев.

Значение изучаемой темы:

Изучения развития, гистофизиологии и возрастных изменений поджелудочной железы и печени необходимо для понимания функций этих органов в норме и нарушений их функций при заболеваниях. Для понимания функциональных особенностей этих органов у детей необходимы знания о развитии их в эмбриогенезе и о строении к моменту рождения.

Знание источников и возможностей регенерации, реактивности эпителиальных конструкций печени и поджелудочной желез и соединительной ткани стромы в разные периоды онтогенеза необходимо для выбора правильного метода консервативного лечения или хирургического вмешательства.

Методические рекомендации по самоподготовке.

Теоретические вопросы, подлежащие изучению.

Необходимый исходный уровень знаний.

Из других курсов и предшествующих тем:

1. Строение кровеносных капилляров, синусоидных капилляров, артерий и вен.

2. Макрофаги, их функция и происхождение.

3. Система макрофагальных мононуклеаров (макрофагическая система)

4. Клеточные органеллы, их строение и функциональное значение.

5. Строение эндокринных и экзокринных желез, типы их секреции.

По теме занятия:

Поджелудочная железа.

1. Источники развития и органогенез поджелудочной железы.

2. Общий принцип строения.

3. Функции.

4. Гистофизиология экзокринового отдела (дольки, ацинусов, выводных внутридольковых и междольковых протоков, секреторных отделов).

5. Ультраструктура экзокриноцитов секреторных отделов.

6. Эндокринный отдел – панкреатические островки. Цитофизиология инсулиноцитов. Особенности кровоснабжения и регенерации.

7. Возрастные изменения и возможности регенерации паренхимы и стромы поджелудочной железы.