III. Методическое обоснование и рекомендации по организации работы по формированию физиологичесого и речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

 

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией, осуществляемая в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения, предполагает решение следующих задач:

1.Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.

2.Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3.Развивать фонационный (озвученный) выдох.

4.Развивать речевое дыхание.

5.Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания, поэтому эта работа проводится на каждом занятии.

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников. Виды этой работы:

1.Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

2.Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.

3.Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке - 5 минут.

4.Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.

5.Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

6.Психологические тренинги.

 

Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

 

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

1.не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

2.температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

3.одежда не должна стеснять движений;

4.не заниматься сразу после приема пищи;

5.не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.;

6.не переутомлять ребенка, может наступить пресыщение кослородом или спазм мышц артикуляционного аппарата;

7.избегать на начальных этапах слишком глубоких вдохов;

8.следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею;

9.дыхательные движения необходимо производить плавно, медленно, под счет;

10.ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;

11.необходимо сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционных и голосовых органов;

12.упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

 

Работа по формированию речевого дыхания осуществляется поэтапно. Переход от одного этапа к другому возможен лишь при полном достижении цели предыдущего этапа.