Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

(ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава)

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ

ГОМЕОСТАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

 

Учебно-методическое пособие для внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов лечебного педиатрического факультетов

 

 

Хабаровск, 2010

 

УДК 612.2 (075.8)

ББК 52.52 я 73

[М545]

Составители:

доцент кафедры нормальной физиологии к.м.н. Крыжановская С.Ю., доцент кафедры нормальной физиологии к.м.н. Емельяненко Н.С. ,

доцент кафедры нормальной физиологии к.м.н. Фельдшеров Ю.И.

 

Рецензенты:

Доцент кафедры детских болезней к.м.н. Н.В.Фирсова

Доцент кафедры нормальной анатомии к.м.н. Е.Ю. Животова

ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ

ЗАНЯТИЕ №1

Тема занятия: Внешнее дыхание. Биомеханизм вдоха и выдоха. Методы исследования внешнего дыхания. Транспорт газов кровью

Мотивационная характеристика темы. «Дыхание – жизненная повседневная неощутимая функция. О том, что мы дышим, каждый из нас узнает лишь при затруднении дыхания». (В.А. Сафонов, В.И. Минаев, И.Н. Полунин)

 

Цели занятия: 1. Изучить этапы дыхания. Изучить биомеханику вдоха и выдоха. 2. Изучить закономерности газообмена между воздухом и кровью. Изучить транспорт кислорода и углекислого газа кровью. Изучить факторы, влияющие на образование оксигемоглобина и скорость его диссоциации.

3. Освоить методики определения легочных объемов, жизненной емкости легких, скорости форсированного вдоха и выдоха для оценки функционального состояния внешнего дыхания. 4. Познакомиться с методикой измерения насыщения гемоглобина кислородом в артериальной крови.

Конкретные цели

Знать Уметь
1. Основные этапы дыхания, значение дыхания для организма. 2. Дыхательный цикл, механизм вдоха и выдоха. 3. Вентиляцию легких, легочные объемы и емкости, методы их определения. 4. Функцию дыхательных путей, регуляцию их просвета. 5. Газообмен в легких, транспорт кислорода и углекислого газа кровью, факторы, влияющие на образование оксигемоглобина и скорость его диссоциации. 6. Газообмен в тканях, роль миоглобина. 7. Недыхательные функции легких. 1.Объяснять принципы и сущность следующих методик исследования функций здорового организма, используемых в практической медицине: -спирометрии, - спирографии, - пневмотахометрии, - оксигемометрии 2. Проводить самостоятельно под контролем преподавателя: - спирометрию, - пневмотахометрию, - анализировать по спирограмме лёгочные объемы и ёмкости. 3. 3. Использовать полученные знания для решения учебных задач.

 

Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы

1. Анатомическое строение органов дыхания (курс нормальной анатомии).

2. Гистологическое строение стенки дыхательных путей в зависимости от их калибра, строение аэро-гематического барьера (курс гистологии).

3.Поверхностное натяжение жидкости, растворимость газов в жидкости, понятие «парциальное давление» (курс неорганической химии).

4. Строение молекулы гемоглобина, оксигемоглобина, карбгемоглобина (курс биохимии).

5.Реакция образования и диссоциации угольной кислоты, роль фермента карбоангидразы (курс неорганической химии).